Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

«Чёрный квадрат» в изобразительном искусстве: когда смысл обычных образов замылился

Когда-то человек впервые изобразил бизона на стене каменной пещеры. Поскольку я тоже художник, то могу предположить, какие чувства испытал рисующий. Это было удивительное желание перенести объёмный образ на плоскость и признание бесполезности соревнования с Творцом. А ещё рисование — это изучение премудрости мира, восторг, стремление передать свои чувства как можно точнее.

Шли века. Искусность художников росла. Человек совершенствовал свою способность к созиданию. Но оказалось, что расцвет цивилизаций всегда сменяется упадком, а накопленные знания легко теряют актуальность. Как, например, появление фотографии на долгое время вытеснило портрет в живописи.

Но поговорим о вещах куда более глобальных — об обесценивании реалистичных традиций с появлением в искусстве русского авангарда.
Хелен Юшкова, ассоциация на Малевича в рамках движения Изоизоляция в Фэйсбуке
Хелен Юшкова, ассоциация на Малевича в рамках движения Изоизоляция в Фэйсбуке

Русское искусство чутко отреагировало на изменения в обществе на рубеже XIX и XX веков. Тогда и зародился русский авангард — искусство, которое вызывает максимум непонимания и отторжения у современного среднестатистического зрителя. Отчасти эти эмоции имеют право на существование, потому что время авангарда прошло, и всё что сейчас делается в подражание ему, не идёт от сердца, а становится ширмой, за которой прячется нежелание проходить трудоёмкое обучение правилам и навыкам изобразительного искусства.

Однако в начале XX века появление авангардного искусства в России было закономерно и неизбежно. Что же это было?

Представители русского искусства, художники и поэты, уловили настроения, царившие в стране в то время. По словам искусствоведа, специалиста по русскому авангарду, Евгения Семёновича Штейнера, социальная революция в России — вторая ступень революционных преобразований. Первая — революция в искусстве. Но, конечно, не поэзия и живопись подтолкнули общество к катаклизму, а предреволюционная ситуация родила новое искусство.

Штейнер называл несколько признаков новой художественной стратегии: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, и даже агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Искусство первым отреагировало на перемены социального устройства, оно попыталось принять их и представить в позитивном ключе. Однако уже вскоре в красном углу был повешен «Чёрный квадрат», новая точка отсчёта новой жизни — пугающей и злой неизвестности. Но она должна была появиться, поскольку времена благостных купчих за чаем и прекрасных дам в садах прошло, брат восстал на брата, а народ потерял веру в эффективность поступательного движения истории.

Иногда мне приходят комментарии, где поэтам и художникам, жившим в XX веке, ставятся психиатрические диагнозы, характерные для распадающейся личности. Возможно, так и было. Но эти люди лишь приняли на себя последствия распада великой империи, став отражением тех процессов, которые происходили в стране.

Художники кисти и слова опередили социальные процессы, поэтому не стоит ждать от авангарда отрадных эмоций.

А в пророческом смысле это искусство — несомненное чудо.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

«Папа, я буду художником!» Как родители влияли на известных живописцев