Читательница "Московских историй" Ирина М. вспоминает о военном быте своей семьи.
Маме было 20 лет, когда началась война. Они с бабушкой должны были эвакуироваться от педагогического института, в котором она училась, но оказалось, что директриса загрузила машины своими вещами и убыла - так рассказывала мама. Это был единственный московский институт, который не уехал.
Мама и бабушка всю войну были в городе. На время их даже переселили со Смоленской, так как рядом был Бородинский мост, а его предполагалось взорвать, если немцы подойдут к Москве. Обе они дежурили на крышах, гасили зажигалки, рыли окопы. Всю войну работали: мама - в лаборатории, бабушка - на санэпидемстанции. Знаю, что было очень страшно опоздать на работу, даже на 15 минут. Можно было получить тюремный срок. Однажды мама проспала и опаздывала довольно прилично. Так ее одна из сотрудниц ждала на улице с белым халатом, а ее пальто унесла и спрятала, чтобы начальство не увидело.
Еще мама работала и на лесоповале от института. Девчонки должны были двуручными пилами пилить большие деревья, которые не падали, а цеплялись за другие деревья. Но там она пробыла недолго, заболела малярией, и ее вернули в Москву.
Чтобы поддержать жителей, давали землю под огороды. У моих был такой огород в Кунцево. Он здорово помог - было очень голодно. Однажды мама пришла домой с продовольственными карточками, совсем замерзшая, и выронила их. Они попали в буржуйку, и хотя она их выхватила оттуда, карточки, конечно, обгорели. Отоваривать их отказались. Как выжили мои близкие - даже не представляю. Знаю, что была дистрофия. Но когда дали огород, стало полегче. Урожаи картошки и капусты на илистой земле возле Москвы-реки были очень хорошие, за их счет и выживали.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru