Найти тему
Сокровища барахолки

Откуда у Рудика из «Москва слезам не верит» такое высокомерие и жажда денег: подскажут детали его квартиры

Говорили с соседом о фильме «Москва слезам не верит». Интереснейшие там типажи. Например, Рудольф — Родион Рачков. То, что он — маменькин сынок, никто не оспаривает. Живет в скромной квартире, мечтает о карьере и удачном браке.

Двушка-хрущевка — не предел мечтаний, вы знаете: проходные комнаты, неудобная планировка. Но матушка Родиона сделала все, чтобы дом был уютным.

Принимая «профессорскую дочь», амбициозная женщина постаралась не ударить в грязь лицом. Посмотрите, как накрыт стол: фарфор, хрусталь, полная сервировка.

Не помню, чтобы в моем детстве стелили на стол цветные скатерти: только белоснежные, туго накрахмаленные. Здесь же алая скатерть и салфетки в тон — необычно для 50-х, с претензией на оригинальность.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Долго рассматривал фарфор на столе. Не «Мейсен», но качество достойное. Такие вещи стоят недешево. Возможно, наследство. Аристократизм, точнее, потуги на него, прослеживается и в манерах хозяйки дома. Вилки, ложки, ножи разложены по правилам этикета. И эпичное замечание младшему сыну: я ж, мол, тебя учила, как себя вести!

Конечно, старший сын тоже впитал «аристократическое» высокомерие. Это заметно.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Бокалы на столе многим хорошо знакомы: Гусь-Хрустальный долго не менял дизайн этих «колокольчиков».

У меня до сих пор есть пара таких. Хрусталь настоящий, звонкий. Наличие такой посуды в доме было признаком обеспеченности.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Обилие текстиля в квартирах — характерная примета того времени. Портьеры и на окнах, и на дверях: такая уж была мода. Подобное убранство не требовало больших денег, а уюта прибавляло.

Конечно, Рудольфа не устраивало его жилье, особенно в сравнении с профессорской квартирой.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

До боли знакомы и другие предметы: гобеленовое покрывало на диване и ковер с бахромой на стене. Сейчас такие вещи называют винтажными. А в 50-60-е они встречались в каждом доме.

Представляю, как злился обладатель модной супер-престижной профессии. Телевизионщик — и живет в таком убогом, по его меркам, жилище!

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссёр Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Еще один признак интеллигентной семьи — фортепиано. Помню, за пианино сестры заплатили две отцовские зарплаты. Прекрасное звучание сохранилось до сих пор. Салфеткой от пыли его прикрывали обязательно. И госпожа Рачкова тоже накинула «покрывашку» на пианино.

Моя бабушка вязала такие ажурные узоры в совершенстве и накрывала телевизор, приемник, стол. Потом все это назвали мещанством и убрали из квартир.

Понятно, почему амбициозный телеоператор настойчиво обхаживает девушку из числа золотой молодежи. Страстное желание вырваться из крошечной неудобной квартиры, иметь возможности и деньги для их реализации — вот что им движет.

Друзья, смогли бы вы жить в такой обстановке? Считаете ли, что подобные интерьеры «давят на психику», как выразился мой племянник, или спокойно относитесь к избыточному декору прошлого столетия?

Пишите в комментариях.