В последние годы уже многие из нас убедились, что реальная война мало походила на ту картинку из советских кинофильмов, где наши солдаты истребляли немцев сотнями, десятками жгли немецкие танки, а сами при этом оставались целыми и невредимыми.
И от этого ещё более удивительно, когда сталкиваешься со случаями, которые настолько похожи на самые застойные кинофильмы, что в них трудно поверить.
Если вы прочитаете про то, как десяток наших танков сталкивается с бою с вчетверо превосходящими их немецкими силами и, в результате боя, больше половины немецких танков осталось на поле боя догорать, остальные спешно отступили, а наши доблестные танкисты даже потерь не имели, то ваша реакция какова?
Я бы, каюсь, предположил, что это текст из агитационной листовки, которые тогда писали во множестве. Вот только немецких танков маловато. Обычно политработники предпочитали соотношение один к десяти в пользу немцев.
И тем не менее, я вам описал вполне реальный бой, который имеет массу подтверждений, с обеих сторон, в том числе и в виде фотографий.
Но давайте с самого начала.
После того, как немцы прорвались к Ладожскому озеру и полностью отрезали Ленинград от остальной страны, 54-я армия под командованием маршала Кулика попыталась сходу ситуацию исправить.
Из этого ничего не получилось. Почему — вопрос особый и мы его рассматривать не будем.
Немцы не только отбили наступление наших войск, но и сами перешли в наступление.
12-го сентября прорвавшиеся немецкие части вышли к деревне Хандрово. На современных картах её искать бесполезно — это один из многих населённых пунктов в том районе, который после войны исчез с карт.
Конкретно с немецкой стороны действовала боевая группа 12-й танковой дивизии под командованием полковника Валя в составе 2-го батальона 29-го танкового полка и 2-го же батальона 25-го мотопехотного полка. Всего 38-40 танков, большая часть которых чешские PzKpfw.38(t). По советским данным было 40 танков.
С нашей стороны туда подтянулись танки 122-й бригады — 3 КВ-1 и 8 Т-34, с двумя ротами мотопехоты.
С юга подходила 1-я горнострелковая бригада, с севера сводный отряд 310-й стрелковой дивизии. Кроме того, по железной дороге подтянулся бронепоезд войск НКВД № 82, состоявший из трёх мотоброневагонов Д-2. Артиллерийскую поддержку должны были оказать «Катюши» 2-го дивизиона гвардейских миномётов (установки БМ-8), приданного горнострелковой бригаде.
Судя по имеющимся документам, немцы начали движение из занятого Хандрова и попали под огонь советских танков. Что сразу привело к потере трёх танков и трёх бронемашин. О чём идёт речь в последнем случае непонятно, в наших документах бронемашинами именовались как разведывательные бронеавтомобили, так и бронетранспортёры.
Немцы отступили, после чего по ним дали два залпа «Катюшами» и атаковали пехотой с одним КВ и двумя Т-34. Остальные танки поддерживали огнём. Немцы были выбиты из Хандрова, потеряв, по нашим сведениям, 1 тяжелый, 16 средних и 11 лёгких танков, 3 бронемашины и 9 орудий. В это число, видимо, включены и подбитые ранее машины.
При этом с нашей стороны потерь в танках не было, но был уничтожен один бронеавтомобиль-дрезина из состава 82-го бронепоезда. Сам экипаж бронепоезда сообщает о двух подбитых ими танках, ещё 4 подбил упомянутый бронеавтомобиль.
По документам 54-й армии потери немцев в том бою указаны в 25 танков.
Что касается немецких документов, то там фигурируют 20 безвозвратно потерянных танков и 16 оставшихся в строю. Неизвестно, сколько удалось немцам эвакуировать подбитых машин, но, скорее всего немного.
Что касается историка Вячеслава Мосунова, данным которого я привык всегда доверять, то он приводит цифру в 22 подбитых танка.
Словом, истина где-то в тумане, но порядок цифр понятен. В любом случае потери для немцев огромные, учитывая, что во всём 29-м танковом полку на 13-е сентября осталось лишь 27 исправных танков, из которых 3 PzKpfw.IV.
И почему потери так велики, тоже понятно. Сначала подловили немцев из засады, десяток 76-мм танковых пушек против весьма слабенькой брони — результат вполне предсказуемый. Далее всех накрыли удачно «Катюшами». Сколько установок было не указано, но всяко не меньше восьми их в дивизионе. В сентябре 1941 года могли быть только установки БМ-8-36, других не выпускали ещё. Вот и посчитайте, два залпа — это минимум 576 снарядов. Подавляющее большинство немецких машин — чешские танки или немецкие PzKpfw.I и PzKpfw.II (на ходу в дивизии было только два PzKpfw.IV), которые 82-мм реактивные снаряды разнесут в клочья. Про пехоту и говорить нечего. Ещё и шесть 76-мм пушек бронепоезда свой вклад внесли. А далее в атаку пошли наши и тут пришлось немцам иметь дело с КВ, которому упомянутые немецкие танки сделать ничего не могли, и подходящих противотанковых средств не было. Судя по просьбе срочно прислать 88-мм зенитные орудия для борьбы с КВ, положение немецких солдат было плачевным — их просто давили.
Результат боя мы можем видеть и сегодня. На бронепоезде находился известный военный фотограф Александр Устинов, который сгоревшую немецкую технику запечатлел и в газете «Правда» потом фото опубликовали. К сожалению, в сети я не нашёл всех фото Устинова в хорошем качестве. Поэтому то, что есть и уже публиковалось:
Столь высокие потери в бою под Хандрово сыграли и свою роль в дальнейших действиях немцев — как наступать с такими потерями в танках? Но это уже история, которую надо рассказывать отдельно. Что я обязательно сделаю.
А вот архивные документы, где об этом бое упоминается:
Не знаю, насколько вам было интересно читать про эту нашу маленькую, но важную победу, но писать про такие сражения всегда приятно.
А таковых боёв было немало и я про них обязательно напишу, так что не забудьте подписаться на мой канал.
Пока же предлагаю вам мою статью:
Улица имени Героя: кто такой танкист Хрустицкий?
Все статьи, связанные с Ленинградом в Великой Отечественной, будут с тегом #битвазаЛенинград.