Проблемы в 11-ом классе связаны с отношением ребёнка к учёбе в целом.
Тревога всегда связана с будущим, событие только предстоит, на экзамен ЕГЭ возлагается столько неоправданных надежд и ожиданий, что ребёнок воспринимает провал, как катастрофу. Спросите ребёнка, есть ли жизнь после ЕГЭ? Скорее всего, если не сдаст, то и жизни там нет.
Это отношение сначала формируется в семье, потом в школе. Представление об учёбе начинает управлять психо-эмоциональным состоянием ребёнка. Тревога может возникнуть ещё в начальной школе и нарастать, как снежный ком. Простая профилактика таких состояний - поддержка от родителей.
Источники тревоги.
Потеря желаемого объекта. В школе это умение встроиться в социальный лифт, переходя из класса в класс: рискуешь потерять окружение, друзей, родители могут отвернуться, если останешься на второй год (хотя сейчас формально не оставляют уже).
Потеря любви других людей. "Не справишься, любить не будем" - редко говорят вслух, обычно транслируют такое поведением, едкими замечаниями в адрес неудачников вообще, но ребёнок это считывает.
Потеря себя, своей личности. Если не возьму эту высоту, кто я тогда буду?
Потеря любви к себе. Это не про самооценку, про самоценность, Если мы говорим о потере личности, там чувство стыда преобладает, а когда потеря любви, человек скатывается в вину, самообвинение: мог, но не сделал.
Защитные механизмы от таких потерь в детях ещё только формируются. Самые популярные родительские вопросы к коучам по детско-родительским отношениям: как вытащить детей из гаджетов и как заставить детей учиться? Они связаны между собой, потому что описывают одно и то же состояние детей, тревогу. Чтобы хоть как-то перестать тревожиться из-за учёбы, дети с головой уходят в компьютерные игры, где могут почувствовать себя победителями. Учёба - спринтерский забег на 11 (пока 11) лет, не краткосрочная дистанция. А в игре результат достигается в этот же день.
ЕГЭ обесценивает все детские заслуги. Можно быть отличником, призёром олимпиад, успешным спортсменом или прекрасным краеведом все школьные годы, но не сдашь ЕГЭ - ты никто, лузер. Этот психологический момент влияет на восприятие экзамена.
Два способа снизить тревогу.
Идти на встречу страху, встретиться с проблемой лицом к лицу, иметь силы её обсудить, проговорить. Нужна поддержка взрослых. Даже, если не сдаст, его всё равно будут любить и в жизни потом всё будет нормально. Когда нет поддержки, любой человек выберет второй способ справиться с тревогой - через психзащиты: избегание (если не могу получить результат здесь и сейчас, я вообще, не буду это делать), перфекционизм (я не допускаю мысль, что могу ошибиться) и человек не завершает начатое, будет без конца улучшать и дорабатывать, а момента завершения так и не достигнет. Потому что конечный результат может показать, что человек не справился.
Сначала, когда запускается тревога, есть объект угрозы, но постепенно личность невротизируется, объект тревоги может раствориться, например, школа окончена, ЕГЭ сдавать не надо, а тревожность становится качеством личности. Объект тревоги уходит в подсознание и человек не понимает, почему тревожится. Начинает искать объект тревоги во внешнем мире, переживает из-за того, кого выберут президентом в Америке, из-за того, что где-то идёт война, из-за того, что соседи ведут себя по-хамски..... Зависимость от тревожного состояния будет подталкивать искать всё новые и новые угрозы. Как только страх по одному поводу закончится, будет искать новое, чего бояться.
Что делать-то?
Эмоционально рассоединиться с объектом тревоги. Родителям снять сверхзначимость задачи, не связывать успешность чад в будущем с поступлением в конкретный ВУЗ, оценками и прочими внешними атрибутами. Сейчас образование потеряло те функции и значение, которыми обладало лет25-30 назад, когда мы были абитуриентами. Раньше высшее образование было признаком кастовости, привилегий в обществе, но мир стремительно меняется, образование доступно всем и почти в любом возрасте, тем более, не гарантирует, что человек будет работать по специальности. Гораздо прицельнее проходить краткосрочные курсы и сразу применять знания в жизни. Интернет размыл границы Трудового Кодекса, через интернет могут работать люди любого возраста. Пандемия многих из нас перевела на удалёнку, но мир не рухнул.
Не везде смотрят на диплом, но везде смотрят на результат работы. Если родители не будут рассказывать детям про плохое будущее, уровень тревожности будет меньше. Ребёнку будет не страшно переходить во взрослую жизнь. Детские представления о взрослой жизни часто идеалистичны, мало опыта. Родители могут показать ребёнку, что большую цель можно достичь разными способами и в разные сроки, всегда есть вариант Б, С, Е. ЕГЭ - просто этап, а не конечная цель.