Найти тему
Справочник кинопижона

Он помог Тарантино стать режиссером и снимал экшн для "Робокопа": обзор карьеры Монте Хеллмана

Оглавление

20 апреля 2021-го не стало Монте Хеллмана - американского режиссера с самой причудливой фильмографией. Он начинал работать на Роджера Кормана, снимал микробюджетное эксплуатационное кино, в начале 70-х снял два шедевра "странного" реализма, затем работал монтажером у Сэма Пекинпа, ездил в Гонконг и Италию для съемок вестерна и кунг-фу боевика, заканчивал фильмы за умершими во время съемок режиссерами, пропадал с радаров на несколько лет, работал у Пола Верхувена на "Робокопе" режиссером второй съемочной группы. Но самый известный его фильм оказался снят не им. В начале 90-х Хеллману попался сценарий молодого никому не известного автора Квентина Тарантино. Речь, естественно идёт о "Бешеных псах". Текст Хеллману очень понравился и он собрался сам снимать по нему фильм, однако молодой нахрапистый Квентин убедил режиссера в том, что должен ставить кино сам. И Хеллман в Тарантино поверил, ограничившись продюсированием и помощью с финансированием будущей классики кино. Но это решение - далеко не всё хорошее, что Монте Хеллман успел сделать для мира кино. Хотя стоит признать, что большую часть карьеры он был вынужден заниматься скорее разным, чем хорошим.

Обзор всех проектов, к которым Хеллман приложил руку как режиссер

Чудовище из Проклятой пещеры (Beast from Haunted Cave), 1959

Дебют Хеллмана в (не)большом кино, куда его привел Роджер Корман, что неудивительно. Кого только Корман в кино не привел. Фильм снимался вместе с другим ужастиком и стоил всего 33 тысячи долларов, поэтому получился трэш не в лучшем смысле этого слова. Сюжетно фильм представляет собой нечто среднее между кино об ограблении и монстр-муви. 4 грабителя случайно выпускают на свободу гигантского паука (ну, что-то похожее на паука). Смотреть это можно разве что как документ эпохи.

Задняя дверь в ад (Back Door to Hell), 1964 и Побег к ярости (Flight to Fury), 1964

Кадр из фильма "Задняя дверь в ад"
Кадр из фильма "Задняя дверь в ад"

Спустя 5 лет Хеллман снова снимает для Кормана, причем сразу 2 фильма по цене одного: на Филиппинах с одним актерским составом, где нетрудно заметить молодого и перспективного Джека Николсона, который в начале карьеры работал на Кормана как актер, исполнительный продюсер и агент. Даже с учетом того, что один фильм - как бы военная драма, действие которой разворачивается в 1944-м, а второй - приключенческое кино, похожи фильмы друг на друга чрезвычайно. Кроме того, во время просмотра не покидают ассоциации с гонконгским трэшем Годфри Хо и итальянскими военным боевиками 80-х. Чувствуется определенная преемственность особенно в сценарном департаменте.

Побег в никуда (Ride in the Whirlwind), 1966 и Огонь на поражение (The Shooting), 1966

Кадр из фильма "Побег в никуда"
Кадр из фильма "Побег в никуда"

Спустя 2 года история повторилась. Хеллман и Николсон решили снять низкобюджетный вестерн и добились финансирования от Роджера Кормана. Последний согласился выделить деньги с тем условием, чтобы они сняли не один, а два фильма. В итоге он оказался прав, так как именно на этих съемках Хеллман родился как режиссер, а оба фильма оказались классикой кислотного вестерна. Это все еще еще категория "Б", но уже переходящая в арт-кино.

Двухполосное шоссе (Two-Lane Blacktop), 1971

-4

Главный шедевр Хеллмана и один из сильнейших фильмов Нового Голливуда. "Двухполосное шоссе" - это роуд-муви, в центре сюжета которого состязания двух гонщиков-хиппарей и экстравагантного персонажа Уоррена Оутса. Хеллман снял максимально простое с точки зрения сюжета кино, но привнес в сценарий такое количество деталей, что выбросить фильм из памяти решительно невозможно. Причем эти детали именно показываются через действия, а не проговариваются персонажами, чем грешат многие, иногда даже лучшие режиссеры. Если есть время только на один фильм Хеллмана, то стоит предпочесть именно этот.

Бойцовский петух (Cockfighter), 1974

-5

Второй и предпоследний шедевр Хеллмана. Главную роль исполнил знакомый по "Огню на поражение" и "Двухполосному шоссе" Уоррен Оутс. Он исполняет роль профессионального участника петушиных боев, который как-то сильно попал на деньги из-за того, что не следил за языком. Теперь говорливый герой принял обет молчания до тех пор, пока не выиграет чемпионат. Удивительно, но Хеллман даже на материале такой откровенной дичи умудряется снять напряженное и увлекательное кино. Если подумать, он смог бы снять напряженное и полное саспенса кино о нумизматах или коллекционерах винила.

Шаттер (Shatter), 1974

-6

"Бойцовский петух" оказался финансовым провалом, и конец 70-х Хеллман провел, берясь практически за любую работу. Он монтировал фильм Серджио Леоне "За пригоршню долларов" для американского телевидения, работал монтажером у Сэма Пекинпа в "Элите убийц", а также был режиссером второго состава на съемках нескольких фильмов. "Шаттер" - совместный проект британской студии Hammer и гонконгской Shaw Brothers. Получился проходной боевик о британском агенте на задании, не так давно был выложен в плохом качестве на Youtube.

Величайший (The Greatest), 1977

-7

В 1977-м году Том Грайс - режиссер фильма "Величайший" умирает, когда фильм находился на стадии пост-продакшна. Хеллман был нанят, чтобы смонтировать фильм и довести его до экрана. Кино представляет собой фильм о жизни Мухаммеда Али, снятый по автобиографии Али, главную роль самого себя тоже играет Али. Получился нарциссизм 90 уровня, так как автор фильма весь фильм изображает практически святого. Смотреть не рекомендуется, но знать нужно: в Голливуде талантливым людям приходится разгребать и такое творчество.

Любовь, пуля и ярость (Amore, piombo e furore), 1978

-8

Еще один причудливый поворот режиссерский карьеры. Хеллман снимает в Италии спагетти-вестерн, когда последние уже практически вышли из моды. Фильм получился неплохой, но больше напоминает американские ревизионистские вестерны 70-х, чем собственно спагетти. Главные роли исполнили Уоррен Оутс, для которого роль в фильме стала последней работой с Хеллманом и Фабио Тести, который снимется в "Игуане" и "Дороге в никуда".

Экспресс-лавина (Avalanche Express), 1979

-9

Второй фильм, который Хеллману пришлось спешно завершать. В ходе съемок умерли исполнитель одной из главных ролей Роберт Шоу и режиссер Марк Робсон. После чего Хеллмана наняли доснять разваливающийся фильм. Миссия оказалась невыполнимой. Первая половина фильма - снятый на полном серьезе шпионский триллер холодной войны, финал - чистая бондиана. Особенно доставил эпизод с "мирным советским траулером", который внезапно обрастает всеми видами стрелковых вооружений.

Игуана (Iguana), 1988

-10

После десятилетнего отсутствия режиссер возвращается в кино. Главный антигерой - гарпунщик с редкой кожной болезнью, внезапно решает, что хватит быть объектом насмешек высаживается на тропическом острове, объявляет себя его диктатором и отлавливает в подданные всех проплывающих мимо. Странный фильм, особенно из-за отстраненной режиссуры Хеллмана, в следствие чего непонятно, считать Игуану антигероем или злодеем.

Тихая ночь, смертельная ночь 3: Лучше поберегись! (Silent Night, Deadly Night 3: Better Watch Out!), 1989

-11

Худший фильм Хеллмана. Третья часть слэшера, который, в свою очередь, был очевидно вдохновлен "Хэллоуином". Даже в первых трех фильмах режиссера жизни было больше. Этот же фильм мог бы снять кем угодно и ничего бы изменилось.

Дорога в никуда (Road to Nowhere), 2010

-12

Ничто не предвещало, что спустя 20 лет творческого молчания Хеллман снимет настолько мощный фильм. Из камбэков сравнимого масштаба можно вспомнить разве что Теренса Малика с "Тонкой красной линией" (тогда он был еще чертовски хорош) и Алехандро Ходоровского с "Танцем реальности". Любопытно, что последний фильм режиссера рассказывает о том, в чем он разбирается лучше всего, - о съемках кино.