Для свадебного платья Елизаветы Йоркской приготовили десять метров алого бархата, шесть метров дамаста и сорок шкурок горностая. Наряд будущей королевы Англии стоил целое состояние! И его было строжайше запрещено подвергать стирке. В эпоху Тюдоров наряды знатных дам были удивительно хороши и богато украшены. И обычная вода могла на них отразиться.
То самое платье, что было заказано для Елизаветы Йоркской, не стало единственным. Во время торжеств 18 января 1486 года королева меняла наряд несколько раз, а наутро предстала ещё в одном, из светлого атласа. И каждая из её тридцати двух фрейлин тоже непременно хотела блистать! «Очень красивые и роскошно одетые», - записал свои впечатления испанский посол Родриго де Пуэбло. Но у замечательных, расшитых золотыми нитями, украшенных драгоценными камнями одеяний был один существенный недостаток: их невозможно было постирать.
Платье выполняло две функции: кроме самой непосредственной, оно демонстрировало положение обладателя. В Англии конца XV века Генрих VII Тюдор явно испытывал потребность в самоутверждении. И тратил на одежду большие средства. Нет, он не гнался за модой. Но ему нужен был статус. Его династия была новой, едва завоевавшей трон. Всем своим видом Генрих старался подчеркнуть – он особенный, он стоит над всеми. А вот его красивая белокурая супруга Елизавета оказалась настоящей модницей.
Незадолго до свадьбы обычно прижимистый Генрих осыпал невесту дарами. Ей привезли туфли и ткани, меха и украшения. С помощью портнихи это всё превратили в роскошный гардероб. Королева часто меняла платья, придворные дамы старались от неё не отставать.
Каждое платье было «на выход». Не существовало домашней одежды, более простой и скромной. Даже в собственных покоях королева и её дамы одевались, словно на парад. Чтобы платья дольше не пачкались, под них обязательно надевали льняные рубашки – они впитывали запахи и грязь. Именно льняную одежду потом отправляли в стирку, причем с завидной регулярностью. В жаркий день иная дама могла переодевать сорочку по несколько раз. Тем более что омовения в XV и в XVI веке не очень приветствовались.
«Не пользуйся ванными, - поучал Томас Мультон в трактате «Это зеркало здоровья», - для утра достаточно немного холодной воды… и мыть руки перед трапезой».
Стирали манжеты и чепцы, воротники и нижние юбки. Платья нельзя было опускать в воду ещё и по причине нестойких красителей – иначе они просто потеряли бы цвет. Кстати, о низком качестве английской краски говорили даже в XIX веке. Сестра писательницы Джейн Остин, Кассандра, жаловалась ей в письме, что синее платье полиняло после одного сильного дождя! А ведь это было спустя 400 лет после первых Тюдоров...
Чтобы освежить наряды, их проветривали, вывешивали на солнце. Так можно было бы избавиться и от неприятных запахов. Хотя лорд-канцлер Томас Мор, например, все равно требовал высаживать розмарин под своими окнами. Чтобы избавиться от душной смеси ароматов, которыми были буквально пропитаны одежды придворных.
Знатные модницы обожали мех, и его частенько использовали при отделке нарядов (к тому же он придавал дополнительное тепло в продуваемых ветрами дворцах). Правда, со временем Генрих VIII внес коррективы в эту моду. В 1532 году был принят закон о роскоши. Соболя с той поры разрешались только представителям династии Тюдоров. Но ничто не мешало остальным украсить ворот кроликом или белкой. И такой одежде, разумеется, тоже нельзя было намокать.
«Не стирайте платье королевы!», - всякий раз требовала хранительница гардероба, когда передавала вещи для чистки. Бархат приводили в порядок с помощью особых щёточек. Пятна на шёлке «исправляли» вышивкой или вставками. Если Двор перемещался из замка в замок, да ещё в дождливую погоду, первым делом, обосновавшись, доставали драгоценную одежду. Её развешивали сушиться возле каминов, чтобы избежать плесени. Придворные могли жаловаться на сырость, а платье королевы должно было оставаться сухим.
У прислуги были свои секреты, как приводить в порядок одежду знати. Использовали лимонный сок и бычью желчь. Если тяжёлая дорогая накидка впитывала слишком много запахов, то у неё просто меняли подкладку. Также поступали с изделиями из кожи.
Но стирать платья было невозможно. Разумеется, они выходили из строя, и любой аристократке требовался хороший запас нарядов. Поэтому пошив новой одежды был бесконечным делом.
Только заказали несколько платьев – следует обратиться к портнихе снова. Правда, отделку со старой одежды, вроде золотых шнурков или жемчуга, часто аккуратно снимали. Для украшения новых платьев. И нередко "бывшие" наряды передавали дамам более низкого положения – горничным, воспитательницам детей или жёнам лакеев.
#наука #свадьба #семейные отношения #великобритания #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!