В 1945 году Альфред Хичкок и его коллеги создали один из лучших документальных фильмов о зверствах гитлеровского режима. В отличие от картины Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в нём нет ни гуманистического пафоса, ни политического подтекста. Он просто предупреждает нас о возможной опасности.
Предыстория
Весной 1945 года группа британских кинематографистов отправилась в Германию с целью снять фильм о лагерях смерти. Режиссёр Сидни Бернстайн, которому правительство поручило задокументировать зверства нацистов и рассказать о них всему миру, собрал отличную команду: в качестве редактора из Голливуда был «выписан» сам Альфред Хичкок, а сценарий к фильму написал Ричард Кроссман — будущий лидер Лейбористской партии.
В процессе работы кинематографисты регулярно получали от британских, американских и советских военных плёнки с записями из одиннадцати освобождённых лагерей смерти. Поэтому в фильм с рабочим названием «German Concentration Camps Factual Survey» вошли по-настоящему шокирующие кадры: сожжённые или гниющие тела убитых узников, истощённые выжившие, огромные мешки с тщательно отсортированными человеческими волосами, целые горы очков и зубов. Всё это выглядело особенно жутко на контрасте с буколическими пейзажами сельской Германии, ухоженными фруктовыми садами и фермами, с демонстрации которых начинался фильм.
Картина Сидни Бернстайна была признана шедевром документалистики, но когда в дело вмешалась политика, она легла на полку и была забыта на 70 лет.
Наступит ночь / Night Will Fall (2014)
Только в 2014 году на экраны вышел документальный фильм, рассказывающей о работе Бернстайна и Хичкока. Режиссёр Андре Сингер не только использовал отснятый и смонтированный ими материал, но также добавил в свою картину интервью с бывшими узниками лагерей смерти и самими участниками съёмочного процесса.
Одной из героинь фильма Андре Сингера стала виолончелистка Анита Ласкер-Уоллфиш. В 1945 году она давала показания против Йозефа Крамера — коменданта лагеря Берген-Бельзен. На суде «Бельзенский зверь» пытался оправдаться и утверждал, что ему нечем было кормить узников. Но его версию опровергли кадры из фильма Сидни Бернстайна. Крамер был признан виновным в военных преступлениях и казнён.
Сравнивая работу Бернстайна с картиной Билли Уайлдера «Мельницы смерти» (1945), в которой использовались те же материалы, Андре Сингер не находит между ними ничего общего. В первом случае мы имеем дело с произведением искусства, пытающимся предотвратить возможное повторение кошмара. А во втором — с агрессивной пропагандой, стремящейся обвинить немцев.
Сценарий, написанный Ричардом Кроссманом, заканчивается следующими словами: «Если мир не усвоит уроки, которые преподают эти кадры, то наступит ночь. По милости Божьей мы, живущие, будем учиться». А пока мы не усвоили эти уроки, нам нужно смотреть и пересматривать такие фильмы, как «Наступит ночь» и иже с ним (благо, их немало — «Обыкновенный фашизм», «Шоа», «Иди и смотри»).
#пр документалки
Ставьте лайк, если было интересно. Успехов!