Найти тему
Антон Волков

Почему японцам нравится фильм «Брат», или важность героя из народа

Как-то я встретился через каучсерфинг с одним японцем. Мы договаривались на ломаном английском, и, к моему удивлению, он рассказал, что приехал в Петербург, чтобы побывать на местах съемок первого «Брата». Его интересовали не красивые достопримечательности, а Смоленское кладбище в глубине Васильевского острова.

Я задумался, почему довольно молодой парень (ему было чуть больше 20) вдруг будет настолько интересоваться русской классикой начала 2000-х, что аж захочеть поехать посмотреть места съемок. «Даже странно, откуда он вообще знает про этот фильм?» - подумал я и от того испытал некий прилив гордости. А потом сразу подумал, что такой фильм, как «Брат», сейчас бы уже не вышел. Время не то.

Та самая сцена из «Брата» на Васильевском острове
Та самая сцена из «Брата» на Васильевском острове

Данила Багров в первом «Брате» брал неподкупной простотой и приземленностью. Почти детское выражение лица и бабушкин вязаный свитер сочетались в нем с холодной жестокостью бандита. Он может пощадить брата, предавшего его, но хладнокровно убивает подельников. Этот дуализм, характерный для людей в реальной жизни, в кино (да и в литературе) обычно стараются избегать. В «Брате» показан не герой пропаганды, призванный дать зрителям безжизненный идеал, а обычный человек, со своими изъянами и слабостями, который следует зову сердца в отношении того, что есть добро и что зло. Он практически сошел со страниц книги Достоевского - эдакий Алеша Карамазов, только с обрезом наперевес.

И этот образ противоречивого героя потихоньку потерялся в стремлении российского кино все больше походить на западное. Копируя внешние признаки боевиков - хореографию сражений, быстрый монтаж и бравурную музыку - исчезла суть. Ценности героев и их поступки играют меньшую роль, чем вылизанная постановка. А должно быть наоборот. Поэтому, снятый за копейки «Брат» запоминается больше, чем крупнобюджетные «Хардкор», «Майор Гром» и другие попытки русского кино копировать Голливуд. Вместо того, чтобы слепо воспроизводить чужую форму, почему не черпать вдохновение в своей культуре и истории?

Японцы, кажется, понимают это гораздо лучше нас. Страна, несколько лет фактически управлявшаяся американцами и выстроенная после 1945 года по образцу западных демократий, тем не менее сохранила свою культуру и традиции. При том сохранила так успешно, что влияние этой культуры распространилось далеко за пределы их маленького острова. Аниме и японские видеоигры захлестнули мир и набирают все больше популярности. И я думаю, дело тут не только в хентае и откровенно одетых персонажах. Аниме дает людям отдушину в виде историй о традиционных героях и традиционных ценностях, что гораздо важнее вылизанной постановки и красивой картинки западных фильмов.

В Японии всегда были популярны герои-разбойники, выходцы из народа. Например, Исикава Гоэмон
В Японии всегда были популярны герои-разбойники, выходцы из народа. Например, Исикава Гоэмон

И тем более интересно, почему «Брат» нашел такой отклик в загадочной японской душе. Японская мифология и народотворчество всегда питали особую страсть к героям-плутам, выходцам из народа (знающим людям наверняка скажут что-то такие имена, как Ёсицунэ или Гоэмон). Герои, взращенные пропагандой, там никогда не были в почете - во многом, из-за милитаристского прошлого, которое едва не привело страну к краху. Источником силы и вдохновения всегда выступали обычные, земные люди, которые восстают против некоего источника зла, будь то даже централизованная власть. Эти истории напоминают, что источником силы в любом обществе является индивид. Даже если его сварят заживо или проткнут копьями, его идеи и принципы будут продолжать жить в народе и передаваться из уст в уста.

И, можно сказать, Данила Багров - как раз такой герой. В глазах того японца сюжет «Брата», наверно, ничем не отличался от истории современных ему якудза или самураев былых времен. Это герой, родившийся из бурного коллективного бессознательного 90-х с его братками, войной в Чечне и общей неопределенностью «смутного времени». Герой жестокий, потом что жестоко само время, но честный и справедливый. Можно поспорить, что он порождение прошлого, и в стабильности нынешнего дня таким героям уже не место. Но в той же Японии войн и внешних конфликтов не было с 1945 года, но они не забыли о важности народных героев. Почему забыли мы?

Это шутка, но персонаж Данилы Багрова пришелся бы к месту в драме о якудза или подростковом аниме
Это шутка, но персонаж Данилы Багрова пришелся бы к месту в драме о якудза или подростковом аниме

***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.