От частого чтения эта книга у меня так потрепана, что временами непонятно, как она еще не развалилась. Впрочем, я ей всегда помогала — клей, пленка — все, чтобы книжка служила как можно дольше.
О какой книге я говорю?
О романе и сборнике новелл Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" и "Хроники капитана Блада". С первого же раза, когда книга попала мне в руки — она меня очаровала. Интересное время, приключения, благородство и честь, море, корабли и любовь! Что еще нужно в детстве, чтобы прийти в восторг?
Впрочем, мне нужно было еще кое-что — мне захотелось прочесть роман в подлиннике. И сначала я решила, что подлинник нашла. И представьте мое разочарование, когда я обнаружила, что книга была адаптированной — в ней отсутствовала сцена суда над Питером Бладом!
С моей точки зрения это было почти преступлением. Убрать такую потрясающую сцену — да как у издателей поднялась рука?! Вот что в этой сцене им показалось трудным для понимания?
Он внезапно засмеялся, и смех этот странно и жутко прозвучал в мёртвой тишине зала. Правосудие, отправляемое больным маньяком в пурпурной мантии, было сплошным издевательством. Да и сам верховный судья — продажный инструмент жестокого, злобного и мстительного короля — был насмешкой над правосудием. Но даже и на этого маньяка подействовал смех Блада.
— Вы смеётесь на пороге вечности, стоя с верёвкой на шее? — удивлённо спросил верховный судья.
И здесь Блад использовал представившуюся ему возможность мести:
— Честное слово, у меня больше оснований для радости, нежели у вас. Прежде чем будет утверждён мой приговор я должен сказать следующее: вы видите меня, невинного человека, с верёвкой на шее, хотя единственная моя вина в том, что я выполнил свой долг, долг врача. Вы выступали здесь, заранее зная, что меня ожидает. А я как врач могу заранее сказать, что ожидает вас, ваша честь. И, зная это, заявляю вам, что даже сейчас я не поменялся бы с вами местами, не сменял бы той верёвки, которой вы хотите меня удавить, на тот камень, который вы в себе носите. Смерть, к которой вы приговорите меня, будет истинным удовольствием по сравнению с той смертью, к которой вас приговорил тот господь бог, чьё имя вы здесь так часто употребляете.
Бледный, с судорожно дёргающимися губами, верховный судья неподвижно застыл в своём кресле. В зале стояла полнейшая тишина. Все, кто знал Джефрейса, решили, что это затишье перед бурей, и уже готовились к взрыву.
Но никакого взрыва не последовало. На лице одетого в пурпур судьи медленно проступил слабый румянец. Джефрейс как бы выходил из состояния оцепенения. Он с трудом поднялся и приглушённым голосом, совершенно механически, как человек, мысли которого заняты совсем другим, вынес смертный приговор, не ответив ни слова на то, о чём говорил Питер Блад. Произнеся приговор, судья снова опустился в кресло. Глаза его были полузакрыты, а на лбу блестели капли пота.
Стража увела заключённых.
Один из присяжных заседателей случайно подслушал, как Полликсфен, несмотря на своё положение военного прокурора, втайне бывший вигом, тихо сказал своему коллеге-адвокату:
— Клянусь богом, этот черномазый мошенник до смерти перепугал верховного судью. Жаль, что его должны повесить. Человек, способный устрашить Джефрейса, пошёл бы далеко.
Эта сцена способна увлечь и взрослого человека, а уж в детстве она полностью захватывала в плен. Какие формулировки, какие столкновения характеров — здесь было все, что я люблю.
А дальше того, что я люблю, стало еще больше.
Я не буду пересказывать роман Сабатини — не хочу лишать удовольствия тех, кто будет читать его впервые, но для них сообщу, что книг о благородном пирате капитане Бладе у Сабатини три — "Одиссея капитана Блада", "Хроники капитана Блажа" и "Удачи капитана Блада", хотя третья и не столь удачная, как две первые.
А ведь есть еще "Скарамуш"... Есть "Морской ястреб" и "Меч ислама" (да, другие времена, другое море и другие корабли, но как же увлекательно!)... Есть множество иных замечательных книг.
И, кстати, как раз сегодня — 29 апреля — у Рафаэля Сабатини день рождения. Да, дата не круглая, но разве это важно?
С самого рождения Рафаэль Сабатини оказался на перекрестке миров, культур и языков. Он родился в Италии. Его мать была англичанкой, отец — итальянцем, и оба родителя были известными оперными певцами.
Жизнь гастролирующих актеров не самый лучший выбор для их ребенка, так что первоначально Рафаэль воспитывался в Англии у деда. Потом была школа в Португалии, затем школы в Италии, Швейцарии и опять в Англии.
И шесть языков, которыми Сабатини владел одинаково хорошо. Он мог писать на любом из шести языков и его первый опыт литературной деятельности был на французском. Поработал он и несколько лет переводчиком — еще бы, с таким-то знанием языков. Но в результате стал писать на английском.
Почему?
Потому что, как он объяснял, самые интересные для себя книги он прочел именно на этом языке. И вот — в знак благодарности он и выбрал английский как язык своей литературной деятельности.
Литературная деятельность Сабатини началась в 20 лет. В 24 он заинтересовал своими рассказами самые известные журналы Англии. В 26 получил заказ на первый роман. Его литературная карьера была стремительной, но настоящая слава пришла только в 1920-х годах, когда в свет вышел роман "Скарамуш" (1921 г.). Что интересно, во время Первой мировой войны Сабатини успел поработать на английскую разведку — как переводчик, естественно. В общем, у него была очень насыщенная и интересная жизнь. А уж когда появился роман "Одиссея капитана Блада" (1922 г.), слава Сабатини стала оглушительной. А там пошли и экранизации.
В жизни Рафаэля Сабатини было всякое. Радость, горе — потеря единственного сына в автокатастрофе — развод с женой и новая любовь, и всегда были книги.
Он умер в 1950 году, незадолго до этого выпустив очередной сборник рассказов. А нам стоит взять с полки любую из его книг и перечитать — оно того стоит.
"Одиссея капитана Блада" или "Меч ислама"? Что выбрать на этот раз?
Я брошу монетку...
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки