Творчество мексиканской художницы Фриды Кало (1907– 1954) неоднозначно. Эпатаж и одиночество, вызов и искренность, скандал и мучительная физическая и душевная боль. Думается, что в жизни искалеченной – хотя одаренной и яркой – женщины попросту не нашлось того (или Того?), на кого она могла бы опереться, в ком могла бы искать силы.
И она находила их – сама в себе. Прикованная к постели в результате автокатастрофы художница говорила о том, что всегда одинока, но именно она и есть человек, известный ей лучше кого бы то ни было. В конце концов, из всех людей только с самим собой ты гарантированно останешься до конца жизни.
Творчество Фриды подкупает своей жизнестойкостью, мужеством, яркими, насыщенными красками, неподражаемой экспрессией. Из 145 написанных ею работ 60 – автопортреты, рождавшиеся в наиболее драматичные моменты в жизни автора.
Вот некоторые из них.
«Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри».
Написан после мучительного разрыва с мужем – художником Диего Риверой. Символы терновника и мертвой птицы здесь не случайны.
«Сон».
Показана взаимосвязь сна и смерти, которая всегда рядом.
«Две Фриды».
В картине отразился внутренний дуализм художницы. Одна половина (в европейском платье) испытывает боль, ее сердце разбито, она перерезает артерию, которая связывает ее с медальоном, на котором изображен супруг. Другая половина (в мексиканском наряде) пытается передать ей часть своих сил.
«Автопортрет с обрезанными волосами».
Героиня пытается отказаться от волос, символизирующих ее женственность и привлекательность, потому что она отвергнута. Строки из песни можно перевести примерно так: «У тебя больше нет волос, поэтому я тебя больше не люблю».
«Всего-то несколько царапин».
Написана после того, как Ривера изменил художнице с ее сестрой Кристиной и посоветовал ей забыть о случившемся как о «паре царапин».
«Сломанная колонна».
Фрида изображает собственное изувеченное аварией тело и корсет, который врачи надели на нее в больнице. Гвозди – символ мученичества (в том числе христианский).
«Маленький олень» отсылает к сюжету о святом Себастьяне, пронзенном стрелами (см. картину Андреа Мантенья). На переднем плане – сломанная ветвь, предмет, который встречается в погребальных обрядах мексиканцев. Написан в период, когда у Фриды обострились боли и она готовилась к ампутации ноги.
«Я и моя кукла».
В картине нашла выражение несбывшаяся мечта о материнстве.
"Моя няня и я".
Художница черпала вдохновение в образах мексиканского фольклора, народной культуры, видя в ней источник живительной природной силы. Она подчеркивала свою связь с этой культурой, с родной землей.
«Дерево надежды».
Это первая часть фразы из Фридиного дневника, в котором она призывала саму себя не сдаваться: «Дерево надежды, стой прямо».
Говорят, впрочем, что Фрида была жизнерадостным и веселым человеком, и лишь картины показывали, что она чувствует.