Остров Кипр веками находился в изоляции, которую нарушали лишь набеги чужеземцев. Кого тут только не видели. Венецианцы, французы, арабы, турки аж на целых 400 лет, англичане, и многие другие.
Отчасти этим (вековая изоляция плюс заморские враги) объясняется настороженное отношение к иностранцам и иноверцам, особенно на бытовом уровне. Впрочем, такое отношение к иностранцам встречается в любой глубинке - хоть в Аризоне, хоть на тамбвощине.
Как живется на Кипре экспатам — преподавателям, бизнесменам, дипломатам, которые выглядят для местных жителей, как сиделки, сборщики урожая и работники заправок?
Я знаю, что тема эта - необъятная и взрывоопасная.
Примерно как протесты black lives matter или истории о гастарбайтерах в России.
Обыкновенное зло
Около месяца назад кипрские СМИ взорвала шокирующая история - работодатель-киприот долгое время издевался над домработницей-филиппинкой, пока та, наконец, не сняла происходящее на видео и не достучалась до полиции и правозащитников.
Мужчину, 68-летнего бывшего полицейского на пенсии, арестовали, но отпустили под залог до суда.
Женщину - филиппинку, у которой на родине остался муж и мальчики-близнецы, признали жертвой траффикинга, и сейчас она находится в убежище под защитой полиции.
Ужас ситуации в том, что, во-первых, такие истории происходят сплошь и рядом, и практически никогда они не становятся достоянием общественности. "Хозяева" нещадно эксплуатируют свою привозную прислугу, которая полностью зависит от их милости.
Это покруче "Унесенных ветром" и лишь слегка не дотягивает до "Хижины дяди Тома".
Уж поверьте бывшей "хозяйке" нескольких домработниц - география их происхождения простирается от Индии и Пакистана до Вьетнама, Китая и Филиппин.
Независимо от того, откуда они приехали и кем были "в прошлой жизни", обращались тут с ним одинаково гнусно. Индианка Парвин на родине была медсестрой, филиппинка Анн-Мари - профессиональным кондитером, вьетнамка Ту - учительницей младших классов. От них я слышала дикие истории о жестокости, несправедливости и унижениях со стороны бывших работодателей. И этих историй мне хватит на всю оставшуюся жизнь.
Ужаснул срез общественного мнения - сочувствующие девушке комментаторы яростно спорили с теми, кто пишет: “С ними только так и надо, нужна твердая рука, азиатки наглые и лживые, спят со стариками за 5-10 евро, приносят заразу в дом". Разброс был примерно 70/30.
Женщины, оправдывающие насилие в отношении других женщин - это просто за гранью...
Мое исследование
Ради интереса я опросила своих друзей и знакомых — иностранцев ( русских и всех остальных), живущих на Кипре 5, 10, 20, 30 лет, о том, как они себя тут чувствуют.
Мне было интересно, сталкивались ли они когда-либо с ненавистью к себе на национальной почве. Приходилось ли им чувствовать себя «неполноценными», попадали ли в неприятности лишь потому, что являются иностранцами.
Надо сказать, большая часть ответов была предсказуемой.
Мои знакомые в подавляющем большинстве — это образованный средний класс и выше. Многие приехали сюда по работе, кто-то — по браку, кто-то — купив недвижимость.
Чем выше социальный статус людей, тем меньше проблем у них возникало и возникает при социализации, поиске работы, жилья, при решении тех или иных вопросов. Обычно с ними все милы, любезны, вежливы и во всем стремятся им помочь.
Я думаю, если провести такой же опрос среди любых десяти случайных азиаток — домработниц, встреченных на улице, или отправиться на кухню любого из ресторанов, на ферму, на заправку, где работают представители восточноевропейских стран, а также арабы, азиаты и африканцы, картина будет совсем другой.
Продолжение следует...