Работал на севере на БелАЗ. Карьер находился в тридцати километрах от поселка. Чтобы попасть на смену, нужно час ехать на автобусе по гравийной дороге. Спасал снег, он делал дорогу ровной, тогда можно было двигаться быстрей. Так как дело было на Севере когда июнь еще не лето, а июль уже не лето. То дорога в основном была хорошая. Якутский асфальт.
В семь утра автобус выходит из автобазы, к восьми приезжает в карьер, пересменка, потом желающие завтракают в столовой и в яму до обеда.
Обед один час все едут на машинах, в это время можно сделать мелкий ремонт, заправиться, долить масло, где-то подвариться и опять в яму. В яме за дорогами следил трактор К-700 с отвалом. Кабина была переделана, так что тракторист сидел лицом к задней навеске, на которую крепился отвал. К-700 бегал по дороге и собирал камни, иногда заскакивал почистить подъезд к экскаватору.
Называли К-700 у нас в карьере "Кашка".
БелАЗ было много, работы этому трактору хватало. Мастер смены карьера говорил:
– Увижу бульдозер с поднятым отвалом, с пусть бульдозерист забудет о премии.
Дело было в ночную смену, в один момент перестали убирать камни с дороги, а "Кашка" одиноко стояла на отвале. Четыре БелАЗ одновременно подъехали и выгрузились вокруг трактора.
Спящий тракторист, заметался по кабине.
БелАЗ, убежали в яму.
Как он выбирался с каменного плена, я не видел.
Камни с дороги исчезли.
"Кашка" как бешеная носилась по карьеру, наука пошла на пользу.
Подъезды к экскаватору делали ДЭТ-250. Мощный трактор.
Однажды я спросил одного из водителей этого трактора:
– Почему таких тракторов нет в колхозах?
– Вот бы он пахал!
На что он ответил:
– От выхлопных этого трактора сгорел-бы весь колхоз.
Почему на самом деле я не знаю.
Хозяевами на отвалах были мощные Японские и Американские бульдозеры.
Что такое отвал?
Это огромная куча горной массы, в которую круглосуточно добавляется миллионы тонн вынутой из ямы карьера, горной массы.
Иногда эта огромная масса дает трещины. Мы говорили что отвал лопнул. Закрывали лопнувшую часть бровкой и продолжали работу.
План карьера и автобазы зависел от дорог и за ними следили.