Найти тему
Slow Emotions

Пассивная агрессия

Оглавление

- У тебя очень яркие носки.

- Спасибо, мне они тоже нравятся.

- Нет, мне кажется, они странно смотрятся с деловым костюмом.

- Не знаю, мне нравится.

- А почему нельзя купить обычные носки?

- Потому что мне нравятся эти яркие носки.

- Нет, ну они же совершенно не подходят под костюм! 

- Подождите, но это мои носки, костюм, стиль и вообще жизнь. Повторяю, мне нравится, как я выгляжу.

- Нет, я просто обращаю внимание, что они смотрятся, кхм, необычно.

- Я это уже слышал. Спасибо, всего хорошего. 

Что произошло?

Кто-то высказал свое субъективное мнение, которое:

а) никто не спрашивал;

б) с высказывающейся стороны выставляется доброжелательным советом, но в сторону принимающего является критикой;

в) вменялось собеседнику как единственно верное.

По итогу негативные ощущения (такие как стыд, обида, гнев, замешательство) остались именно у принимающей строны, а сторона-критик считает себя разумной и правой. 

Как работает направленная пассивная агрессия?

1. Сторона-критик находит в другой стороне субъективный недостаток и высказывает мнение.

2. Принимающая сторона приходит в замешательство и (или) с ним не соглашается.

3. Сторона-критик настаивает на своем мнении, как на самом разумном и единственно верном. Приводит аргументы, косвенно или прямо доказывающие, что собеседник не прав.

4. Принимающая сторона задумывается о правильности своего мнения (стыд, вина) или не согласна с мнением критика и отстаивает свою позицию (раздражение, гнев).

5. Пассивный агрессор заканчивает диалог фразой: "Я просто сказал, а ты там сам решай". 

6. Остается только стоять и обтекать непрошенным негативом. 

"Те чо надо?"

Причин пассивной агрессии (далее - ПА) много, рассмотрим основные:

1. Самоутверждение.

Заветное самоутверждение через принижение других: не добиться своих результатов, а принизить чужие. Человек показывает свою власть, значимость мнения, да он просто прав, в конце концов! Он зацепился за мелочь, которую можно раскрутить в целый гранд скандал, и выйти победителем фразой: "Да я просто сказал, что у тебя одежда мятая, помочь хотел, что ты так нервно реагируешь?".

2. У человека перед вами обязательства, которые он не хочет выполнять.

В этом случае направленная пассивная агрессия перейдет в избегающую форму.

Коллеге поручили помочь вам с проектом. Вот еще чего, делать ему больше нечего, своих дел завались. Но вместо того, чтобы обсудить ситуацию с начальством, он будет саботировать процесс, прокрастинировать, находить отговорки, из-за которых он не может приступить к работе. Он будет выставлять вас виноватым и безответственным: "Ты не дал мне план/данные/материалы. Я что мог сделать?".

3. Человек испытывает к вам негатив, но социальные нормы ограничивают его активную агрессию.

Вы его бесите. Да-да, бесите. У вас все замечательно, работаете быстро, всегда в хорошем настроении, позволяете себя стильно выглядеть (вон какие у вас дерзкие красные носки) и так далее, далее, далее... Он найдет, к чему прицепиться.

4. "Он просто такой".

Здесь мы сталкиваемся с человеком, зависшем в негативном мышлении. Один из таких персонажей жалуется на свою жизнь, ничего у него не получается, а вокруг все такие счастливые и антикризисные. Один он глупый, неинтересный, просто неудачник. У другого персонажа все тупые, один он знает как жить. Он критикует всех: близких, коллег, руководство, учителей своих детей, продавщиц в магазине, бизнесменов, врачей, политиков, всех. Объективных причин существовать в таком негативе нет, но: "Ой, вот проживешь мою жизнь, поймешь". 

Замечу, что человек может не осознавать источник своей агрессии, а просто непрерывноо ее транслировать на окружающих. Чаще всего так и происходит. Непонятно, как поступить, чтобы не захлебнуться волной негатива пассивного агрессора и максимально быстро выйти из ситуации. 

Техники борьбы с пассивным агрессором.

Самое главное, что вы должны знать и запомнить как неприложную истину: "Чужие комплексы - не ваша проблема". Чужое мнение не должно влиять на ваше, оно субъективно (как и ваше). Вы не обязаны менять свое мнение под давлением. Цель агрессора - вызвать у вас негатив, вы не должны поддаваться. 

Схемы: "агрессор нападает" - "мы защищаемся".

Ситуация 1. (Пп. 1 и 3 причин ПА).

"А. критикует, вызывая чувство стыда или гнев" - "Мы на ранней стадии прекращаем разговор"

С критикой все просто - максимально быстро заканчиваем разговор. "Спасибо, я тебя услышал, всего хорошего!" и уходите. Всё, конец, не тратим время на аргументы, не уделяем внимание чужим волнам негатива. У нас есть свое мнение, точка. 

Ситуация 2. (П. 2 причин ПА)

"А. саботирует выполнение обязательств" - "Мы готовим подушку безопасности и находим рычаг давления".

Чувствуете, что процесс развивается в скандал, в котором вас обвинят во всех грехах? Заявите о своих требованиях первые. Дайте человеку конкретные вводные данные, план и материалы, обеспечьте условия выполнения. Заявите о неисполнении вышестоящему лицу или органу. Это не заставит агрессора сделать работу, но у него не будет серьезных оснований обвинять вас в вашей же неподготовленности. В ситуации с таким агрессором надо понимать, что скорее всего обязательства в полном объеме он не выполнит. Бонус: как минимум на вас затоят обиду. Но! Помним о неприложной истине. 

Ситуация 3. 

"А. серийный негативщик: Как все плохо. Какие все дураки" - "Мы см. ситуацию 1 + ставим границы".

Не тратим свое время на негатив. Просто "Всего хорошего!".

Здесь есть дополнительные риски, что человек не остановит свои излияния негатива и будет настаивать на диалоге. "Нет, ну ты послушай!". Обозначьте границы, сначала деликатно, при необходимости более жестко. "Знаешь, мне не нравится обсуждать такие темы" или "Заявляю: я не буду это слушать!". Не бойтесь прямо заявить о необходимости соблюдения деловой этики, чувства такта или гражданского кодекса, в конце концов. 

И помните. Каждый имеет право на свое личное мнение. Но никто не обязан его слушать и принимать. Это нормально.