Друзья, вот опять мой пост навеян публикацией хорошего канала «чопочитать». Правда, завязав беседу в комментариях, я неожиданно для себя обнаружила, что любимых книг-то у меня почти нет. Что я меряю пространство прочитанного не книгами, а авторами, поскольку предпочитаю отслеживать творчество полюбившегося прозаика целиком и в диахронии.
Прежде чем начну, небольшая ремарка про «неожиданно обнаружила». Дело в том, что я полностью соответствую мудрому наблюдению не-помню-кого, который сказал: «Чтобы женщине осознать, что она на самом деле думает, ей нужно начать говорить». Истинная правда: у меня неосознанные идеи, даже относительно себя самой, никак не структурируются, пока я не начну фразу – устно или письменно. Так что блоггинг для меня имеет и мировоззренческий эффект, позволяя хотя бы частично познать себя. Что ж, это уяснили, теперь к делу.
Прежде всего, надо определиться, как понимать выражение «любимый автор». Любимый – это какой?
Для меня переход писателя в категорию любимых означает, что мне понравились у него более 2-х произведений. И надо признать, что таких писателей пока немного. Вот кто появился в моей читательской сокровищнице в течение жизни (располагаю не по значимости для меня, а, скорее, по годам жизни прозаиков):
Оноре де Бальзак
Странно, что Бальзак сейчас как-то не в чести. В отличие от регулярно переиздаваемого Диккенса и соотечественника-француза Дюма, монументальный Бальзак остаётся в тени. Если и переиздают, то отдельные романы и, как правило, на газетной бумаге. А зря. Я открыла его для себя в студенческие годы и с удовольствием прочла несколько романов подряд – «Шагреневую кожу», «Евгению Гранде», «Отца Горио», «Блеск и нищету куртизанок», «Гобсека». Года 3 назад впервые прочла «Утраченные иллюзии». Изюминка Бальзака в том, что у него все произведения так или иначе связаны между собой, вписываются в один мир, оставаясь формально и в смысловом отношении абсолютно самостоятельными, законченными книгами. Некоторые персонажи кочуют из романа в роман, и это создаёт великолепное чувство узнавания, когда читатель приступает к новому тексту. Свою эпоху – искушённый Париж XIX века - Бальзак описал отлично. Это вам не чопорная викторианская Англия, страсти будут посильнее.
Вирджиния Вулф
Обожаю эту писательницу! Вроде бы произведения формально ни о чём (мимолётные воспоминания, случайно ухваченные впечатления, тень былой любви и прочее в таком роде), но всё очень глубоко и неподражаемо. Мой любимый её роман – «Орландо» (обязательно о нём расскажу в отдельном отзыве), но тоже очень неплохи программный «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Волны».
Кстати, у Вулф весьма примечательная судьба. Она жила и творила в эпоху модерна ("Прекрасную эпоху"). Громкий успех на творческом поприще (у неё и отец был литератором), крепкий брак (причём с мужем у них по взаимной договорённости не было плотских отношений), но при этом тяжёлое психологическое расстройство - и самоубийство в 1940 году при столкновении с ужасами войны и оккупации Англии...
Аркадий и Борис Стругацкие
Что мне нравится в Стругацких – сколько их ни перечитывай, открывается что-то новое. Плюс они заставляют напряжённо думать и осмыслять действительность.
Вообще я не слишком люблю фантастику, но если это написали знаменитые братья – буду читать рано или поздно. Пока что мои самые любимые произведения – «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и «Сказка о тройке». Да, и "Трудно быть богом", конечно! В вузе ещё читала «Гадких лебедей», но повесть скорее напугала, чем впечатлила. Остальные произведения Стругацких, которые есть в моей библиотеке, пока что ждут своего часа.
Арчибальд Кронин
Прекрасный романист, представитель реализма в литературе ХХ века. Главная тема у Кронина - сильная личность, которой необходимо сделать определяющий жизненный выбор и его всю жизнь отстаивать. Очень понравились романы "Памятник крестоносцу" (о художнике, который, будучи представителем новой волны в живописи, писал только то, что считает нужным, и разумеется, всю жизнь из-за этого жил в нищете, но своих убеждений не предал) и дилогия "Юные годы" и "Путь Шеннона" (о мальчике, а потом и юноше, который всю жизнь мечтал стать медиком-учёным, боролся с безденежьем и косностью, но мечту осуществил).
Гай Гэвриел Кей
Вот это, наверное, единственный автор, у которого я прочла почти все созданные произведения. Пока что не ознакомилась с давнишним романом «Изабель» (всё жду, может, переиздадут в нормальном качестве) и с недавней новинкой «Блеск минувших дней». Остальное всё прочитано, и даже не по разу. Это канадский фэнтези-автор. Кей тоже всю жизнь пишет о том едином мире, который он выдумал (в жанре альтернативной истории). Очень ценю у него тонкий и всегда немного грустный колорит и образы сильных женщин. Для меня вне конкуренции среди его романов дилогия «Сарантийская мозаика». К счастью, Кей, в отличие от предыдущих авторов в списке, жив, хотя уже и вошёл в пожилой возраст. Надеюсь, он подарит читателям ещё немало прозы в своём излюбленном стиле эстета.
Жауме Кабре
Современный каталонский писатель-романист. Его проза специфичная, полная национального колорита и присущих испанцам страстей. Но мне нравится, что это не любовные романы, а социально-политические, что ли. Отзыв на «Голоса Памано» уже делала, сейчас готовлю на «Вашу честь».
Джон Ирвинг
Уникальный случай в моей подборке: автор, который стал любимым после одного произведения. Но зато какого! «Правила виноделов» настолько меня впечатлили, что я купила все книги Ирвинга, которые смогла найти в подходящих изданиях. Очень нравится фирменная для Ирвинга смесь семейного, психологического и отчасти любовного романа, манера ввести героев в странные коллизии, а потом смотреть, как они будут выкручиваться. Ну, и атмосфера старой Америки 1940-х-50-х тоже очень нравится.
Ну, и отдельные любимые книги просто не могу не назвать. Это «Властелин Колец» Толкина и «Сто лет одиночества» Маркеса. Они настолько полноценные и всеобъемлющие, что отслеживать творчество автора в диахронии после них даже не хочется, чтобы не испортить впечатление.
Если публикация понравилась, буду благодарна за ваши отметки «Нравится» и подписку на канал. И за комментарии: очень их люблю.
Ваша Ариаднина нить.