Знаменитый бас Большого театра и выдающийся певец Максим Дормидонтович Михайлов переживал, когда по состоянию здоровья не мог выступить в спектакле, объявленном в афише, но бывало это нечасто. Певец знал свои, только ему помогающие рецепты настройки голоса, например, соленый огурец, которым он закусывал перед исполнением важной партии.
На редкость душевный человек, однажды он должен был петь Варяжского гостя в утреннем спектакле «Садко» для воинов Советской Армии. Но случилось непредвиденное – жил он на улице Горького в доме 18, шел как-то домой, по пути заглянул в Елисеевский магазин, а там консервы китайские продают. Он и купил пару банок на пробу. И так ему понравилось, что всю банку он сразу слопал дома, а утром встал – голос осип! И огурцы не помогли.
Михайлов понял, что не сможет достойно спеть Варяжского гостя, уже сидя в своей гримерке перед зеркалом. Обычно, гримируясь, он раздевался по пояс при открытых настежь окнах, причем, в любое время года, в т.ч. и зимой. Он считал, что так закаляется голос (тогда, кстати, был ноябрь). Однажды враги забили окно гвоздями, но Максим Дормедонтович умудрился его открыть.
И тогда Михайлов обратился к своему молодому коллеге Ивану Петрову: «Ваня, выручи, пожалуйста. Не звучит у меня что-то голос сегодня. Спой за меня Варяга!». А Петров простыл, плохо себя чувствовал и сидел дома: «Максим Дормидонтович, но я ведь простужен».
Михайлов снова: «Умоляю, спой. Ведь что могут подумать и сказать солдаты - Михайлов не захотел для них петь». Петров, не смотря на недомогание, выполнил просьбу метра, благо, что партия была небольшой. Быстро загримировавшись, он вышел на сцену и спел Варяжского гостя.
А в гримерке его ждал Михайлов с бокалом шампанского в руках: «Дорогой Ваня, хороший ты человек, спасибо тебе! Выручил меня! За твое здоровье! - Такой это был по-настоящему русский человек - добрый, порядочный, человечный, исполненный собственного достоинства», - вспоминал позднее Иван Иванович. И хотя говорят, что оперным певцам пить шампанское после спектакля вредно, иногда грех не выпить за собственное здоровье!
Это был маленький фрагмент из моей новой книги "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр..
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 13.00 и 21.00 в программе "Закулисные истории". О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь: