Найти тему

Наблюдения дворянки за жизнью и бытом крестьян. Рождение, взросление, женитьба. Многое ли изменилось с тех пор?

Прочитала любопытные записки дворянки Ольги Петровны Семёновой-Тян-Шанской (дочери известного государственного деятеля, путешественника, П.П.Семёнова-Тян-Шанского) о жизни и быте русских крестьян.

Ольга Петровна Семёнова-Тян-Шанская
Ольга Петровна Семёнова-Тян-Шанская

Проживая в имении своего отца, она наблюдала за жизнью крестьян ближайших деревень, и на основе наблюдений написала очерки под названием "Жизнь Ивана". Иван - это не конкретный человек, а обобщенный образ крестьянина.

Мне самыми интересными показались наблюдения, касающиеся семьи и детства.

Эту статью я решила написать после некоторых комментариев к статье о тяжелом, потерянном детстве: Почему к тринадцатилетней няньке, убившей младенца в рассказе Чехова, появляется не ненависть, а сочувствие?

Что интересно, О.П.Семёнова-Тян-Шанская (1863 – 1906) жила в те же годы, что и А.П.Чехов (1860 – 1904). То есть, они видели вокруг себя схожие условия жизни, похожих людей, одинаковую общественную среду.

Подготовка к свадьбе у крестьян

Брачный возраст

О.П.Семёнова-Тян-Шанская пишет, что когда возраст крестьянского сына (его называли малый) приближался к возрасту жениха, уже с 16-17 лет, его родственники всё чаще начинали заводить разговоры о том, что пора бы привести в дом "хозяйку". Родители будущего жениха руководствовались одной потребностью - семье нужны рабочие руки.

У родителей девушки был иной мотив. Им не хотелось отпускать дочь из семьи раньше времени, потому что работница нужна была им самим тоже. Единственное, чего остерегались взрослые - не засиделась бы дочь в девках (лет до 20), потому что тогда сыскать жениха ей было бы затруднительно.

В результате некоторого компромисса брачный возраст для жениха и невесты установился в те годы в районе 18-20 лет.

По представлению крестьян, самое лучшее, если жених и невеста ровесники — «ровня». Невеста «обижается», если жених ее старше года на четыре-пять: «Помрет ране меня».
Жених и невеста
Жених и невеста

Как оценивали невесту?

По каким качествам оценивали невесту родители жениха?

Автор записок пишет о красоте местных девушек и женщин:

Женщины в нашей местности безусловно красивы, рослы и лет в пятнадцати-шестнадцати недурно сложены (после шестнадцати фигуры у них портятся, благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид.
"Жница", А.Г.Венецианов, 1820-е годы
"Жница", А.Г.Венецианов, 1820-е годы

Однако, при оценке будущей невесты, в первую очередь, оценивали не красоту, а умение

«работать куда ее ни ткни».

Вот мнение крестьян о невесте:

Девка должна быть «умная, здоровая, рукодельная и смирная».

Родители остерегались, чтобы в дом не попала «никудашняя девка», не умеющая толком ни прясть, ни ткать, ни работать в поле.

Но, в то же время, если за девушку родители давали неплохие деньги, то на многие её недостатки (как физические, так и нравственные) родственники жениха "закрывали" глаза.

В заметках эта жажда к деньгам отмечена так:

Отцы и матери падки на это ужасно.

О.П.Семёнова не забывает подчеркнуть ещё и следующий факт.

Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого уже не найти, да и девушек таких совсем мало. В шестнадцать-семнадцать лет малый обыкновенно уже сходится с женщиной.

Заметим, что слово "прежде" звучит у неё как "в старые добрые времена..." или "были люди в наше время...". ))) Только вот когда же было это "прежде"? И было ли?

Где и как крестьянская молодёжь выбирала для себя суженых?

Рассказчица описывает, что лучшим местом, где встречалась молодёжь для поиска себе пары были разного рода "гулянки", "вечеринки" и "посиделки".

"Сборы на гулянье"
"Сборы на гулянье"

Нарядные девки и молодые бабы (у которых мужья на заработках) выходили на улицу с песнями и хороводами, к ним присоединялись парни.

Девок на улице любят непременно веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. По мнению одного помещика, чем неприличнее себя ведет девица в кругу, тем больше успеха она имеет.
"Хоровод в Курской губернии", К.П.Трутовский
"Хоровод в Курской губернии", К.П.Трутовский

Гулянки заканчивались поцелуями и образованием пар, которые затем расходились по укромным местам для продолжения более близкого общения.

Если вечеринка проходила в помещении, то к песням и пляскам добавлялись игры, еда и выпивка.

Однако, всё заканчивалось теми же поцелуями, а образовавшиеся пары также разбредались по чуланам и сеновалам.)))

"На сеновале"
"На сеновале"

После нескольких "вечеринок" некоторые образовавшиеся пары принимали решение пожениться, о чём сообщали родителям.

Родители жениха даже легче соглашались на выбор сына, если он сообщал о "грехе", совершенном между ним и его избранницей.

Автор "Жизни Ивана" пытается анализировать, почему произошло такое падение нравов? И решает, что этому способствует более открытое общение между деревнями;

возможность как парню, так и девушке найти заработок на стороне, вдали от надзора родителей;

возможность посещать "вечеринки" в соседних деревнях.

Семёнова-Тян-Шанская описывает, что к развратным ("распутёвым") женщинам, имевшим несколько любовников, отношение крестьян было самое негативное.

Сами эти любовники могли сговориться и проучить развратницу. Если это была девка - ей мазали ворота дёгтем, а если баба - наказание её ждало очень жестокое и постыдное. Такую бабу били, а затем задирали ей рубаху над головой и завязывали, как завязывают мешок. Женщину, голую до пояса, пускали по деревне...

Как, после такого ужасного стыда, жить в этой деревне?

Признаюсь в своей неосведомлённости: но я думала, что дёгтем мажут ворота не у развратных девок, а у девушки, "потерявшей честь".

Однако, вот что пишет автор очерков о крестьянской жизни:

Девка, у которой один любовник, уже не считается по нынешним временам «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.

О приданом невесты

Ольга Петровна описывала, какое приданое должно было быть у невесты, делая упор на то, что родители жениха любят брать за невестой деньги.

Она подчеркнула, что раньше приданым девушки были одежда и холсты, но сегодня деньги - лучше, потому что

невесты «не такие пряхи, как в старину».

Также интересно, что будущих невест тогда "встречали по одёжке".

Зато теперь обращают внимание на то, хорошо ли одета невеста, есть ли у нее шерстяные сарафаны, «шаль», «ботинки», поддевка из тонкого сукна и т.д. Рубах требуется столько же, сколько и прежде. Понев уже не носят, зато постель лучше прежней: две подушки, одна из перьев, другая «хлопчатая» (из ваты), два одеяла: ватола и стеганое ситцевое одеяло.

Свадебный обряд, свадьба

Ольга Петровна Тян-Шанская очень подробно и красочно описывает предсвадебные обряды и саму свадьбу.

За некоторое время до свадьбы проводится сватание невесты. Вначале сватьи: мать с бабкой жениха идут в дом невесты (которая уже знает об этом), где проводится обряд сватания.

Если родители договариваются о свадьбе, они вместе выпивают принесённое свахами вино. Это называется "невеста пропита".

Затем проводятся смотрины, на которых присутствуют жених с невестой, гости, накрытые столы.

Крестьянская помолвка, 1980
Крестьянская помолвка, 1980

Также до свадьбы устраивается "Девичник" для подруг невесты.

Ольга Петровна описывает все песни, которые поют крестьяне во время свадебных обрядов.

Вот какую песню поёт невеста, когда подруги одевают её, причесывают, готовят к свадьбе.

Милые мои подруженьки,
Не расплетайте вы мою русу косу,
Не выплетайте вы алу ленту,
Не сымайте с меня девичью красоту;
Не надевайте на меня бабью сухоту,
Девичья красота часовая,
Бабья сухота вековая.
Подружки готовят невесту к свадьбе
Подружки готовят невесту к свадьбе

Довольно забавно описаны препятствия (созданные подругами и родственниками невесты), которые должен преодолеть жених для того, чтобы воссоединиться со своей избранницей.

"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", В.М.Максимов
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", В.М.Максимов

Затем "свадебный поезд" отправляется в церковь, куда, как отмечает автор, все гости приезжают уже совершенно пьяные.)))

После венчания свадебный поезд едет в дом жениха, где молодых ждёт отдельная комната с подготовленной постелью.

Интересно, что невеста должна "отчитаться" перед родителями и гостями, что была до свадьбы "целомудренной девушкой", предъявив свою "запятнанную" рубаху.

Рассказывают такой случай, что одна «нечестная» девушка, как только уложили ее спать с молодым мужем, призналась ему в своей недевственности и, предложив ему двадцать рублей, попросила его как-нибудь прикрыть ее стыд. Малый поймал цыпленка, оторвал ему голову и его кровью запачкал рубаху молодой, но сваха, к несчастью, все подглядела и подслушала и, передавая рубашку свекрови, объявила, что «не стоит ее на мир нести, потому-то и потому-то».

Какая семейная жизнь ожидала молодых?

Как бы красиво и с соблюдением всех церковных канонов ни была проведена свадьба, семейная жизнь, крестьян, увы, не выглядела благополучно.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Непрекращающаяся работа в доме, на дворе, в поле, а ещё и на помещика, не давали ещё недавним молодоженам жить в любви и согласии.

О.П.Семёнова сомневалась - бывает ли у крестьян любовь? В своих очерках она смогла привести только один пример.

В основном же в крестьянских семьях процветает "культ силы" - муж постоянно бьёт жену: по поводу и без оного, чем попало.

Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало — кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту».

Причем, муж более жалеет тот предмет, которым побил свою жену. Да и она сама сокрушается о сломанном предмете более, чем о своих побитых боках.

Очень страшно, что подобные разборки супругов постоянно видят дети, которые впитывают этот "культ силы" с самого раннего детства.

Ольга Петровна описывает один такой случай:

Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу —убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену.

/продолжение следует/

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут заинтересовать вас:

"Как кормить младенцев жеваной картошкой, поить больных детей лекарством из конского навоза", - дворянка описывала жизнь крестьян

Кому женщина должна подать первую тарелку супа: мужу или ребёнку? Не все жёны знают

«Даже если станешь бабушкой Все равно ты будешь Ладушкой…» Как называть своих любимых? - учимся у предков

Ибо сказано: «Что злее льва среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по земле? Всех тех злее злая жена»