В России сформировались две крупные экосистемы цифровых сервисов – Сбер присоединил к своему банковскому бизнесу кучу побочных сервисов, и примерно то же сделал Яндекс со своим поиском. Обе компании позиционируются именно как экосистемы, поэтому было бы интересно сравнить их успехи в консолидации.
А тут как раз недавно и Сбер, и Яндекс опубликовали свою квартальную отчетность. Цифры выглядят интересно:
- Яндекс заработал 73 миллиарда рублей выручки, из которых 51% относится к сервисам, не связанным с рекламой (основной источник доходов в поиске). Итоговая доналоговая прибыль – более 10 миллиардов;
- Сбер заработал 304 миллиарда рублей чистой прибыли, а выручка от нефинансового бизнеса составила 33,6 миллиарда рублей. Доналоговая прибыль от того, что не связано с финансами – минус 6,9 миллиардов рублей (то есть, они убыточны для банка).
Сравнивать IT-компанию с банком, может быть, не очень корректно – но мы посмотрим на долю выручки и прибыли от нефинансовой деятельности. А тут все достаточно очевидно – пока Яндекс получает от своей экосистемы уже больше половины выручки, у Сбера этот сегмент так и не вышел в плюс.
Не будем забывать еще об одном важном моменте. Большая часть сервисов в экосистеме Яндекса были им же и разработаны – например, Яндекс.Такси стало одним из первых агрегаторов такси, а Яндекс.Еда наравне с Delivery Club создал рынок доставки еды из ресторанов. Только в последние пару лет Яндекс стал заигрывать с государством, чтобы получить больше конкурентных преимуществ на рынке (вроде предустановки приложений).
Как поступает Сбер в лице Германа Грефа? Просто заливает все деньгами – либо выкупает готовые проекты (Ситимобил), либо инвестирует в бизнес, когда тот становится более-менее известным (как это было с Яндекс.Деньгами). Сбер активно участвует в проектах с Mail.Ru Group, предпочтя разорвать отношения с Яндексом.
А главное – это источники поступлений. Яндекс зарабатывает на поисковой и контекстной рекламе – снова-таки, практически создав с нуля этот сегмент в Рунете. Сбер продолжает зарабатывать лишь на том, на чем умеет – на банковском бизнесе. Это единственный банк, у которого вплоть до недавнего времени была комиссия за перевод денег между регионами, и который до сих пор так не хочет участвовать в Системе быстрых платежей (с нулевыми комиссиями), что всячески прячет этот пункт от пользователей.
К тому же у Сбера более высокие ставки даже по льготным кредитам (например, по ипотеке с господдержкой хочет 5,75% годовых против 5,69% у Райффайзенбанка и 5,59% у Альфа-Банка). А вот ставки по вкладам у Сбера, наоборот, ниже – по базовому вкладу он дает всего 3,2% годовых, тогда как тот же Альфа-Банк по годовому вкладу дает 4,7% годовых и более.
Это подтверждают цифры – основную часть прибыль Сбер заработал на процентных доходах и комиссионных доходах. Вот такая нехитрая модель – «стричь» своих банковских клиентов, чтобы вкладывать прибыль в совершенно посторонние сервисы, называя это все экосистемой.