Найти тему
Newочём

Как дарить людям то, что они по-настоящему хотят

Каждый год мы — сами того не подозревая — покупаем больше плохих подарков, чем нам кажется. Сегодня мы расскажем, как избежать наиболее распространенных ошибок и использовать психологию, чтобы усовершенствовать свои способности выбирать подарки.

Поддержать Newочём: 👉 https://www.patreon.com/join/newochem

Аудиоверсия: Podster | iTunes | YouTube | Telegram | VK | Spotify

Фото: Екатерина Шевченко/Unsplash
Фото: Екатерина Шевченко/Unsplash

Мне нравится! (На самом деле не очень)

Вы срываете с подарка оберточную бумагу. Открываете коробку. Заглядываете внутрь, а там… Какая-то чепуха. Абсолютно ненужная чепуха, которую вы не хотели. Вы поднимаете голову и, натянуто улыбаясь, каким-то образом выдавливаете из себя слова благодарности дарящему и комплименты только что полученному подарку. Замечательно! Как раз то, о чем я мечтал! Как вы догадались? Мне очень нравится! Я буду хранить это вечно!

А уже через день подарок пылится в ящике. Через неделю оказывается благополучно забыт. Через месяц — выставлен на eBay или отправлен в комиссионку. А может, еще хуже: валяется на свалке. Навскидку, сколько раз в жизни вы получали плохие подарки на день рождения или Рождество? А теперь подумайте, сколько таких подарков вручили вы сами? Вам кажется, что вы знаете точный ответ, но это неправда.

На самом деле, многие подарки не так уж хороши

В 1993 году — под крики «Гринч!» — экономист Джоель Вальдфогель опубликовал печально известную (по крайней мере, в определенных экономических кругах) статью под названием «The Deadweight Loss of Christmas». В ней Вальдфогель утверждает, что ежегодно на нежеланные подарки тратятся огромные суммы денег. Согласно его исследованиям, многие оценивают полученные подарки в денежном эквиваленте гораздо ниже их реальной стоимости. Например, кто-то купил подарок за $100, а получатель оценил его в $70 — значит, $30 были потрачены впустую. Раз, и их нет! С таким же успехом можно было просто взять и сжечь эти деньги. Вальдфогель установил, что такие убытки ежегодно приносят от 10 до 33% подарков. Цифры впечатляют, особенно если экстраполировать их до масштабов всего населения.

В заключении своей статьи Вальдфогель говорит, что куда удачнее вручать подарок в виде денег: их ценность останется неизменной. Если вы не уверены, что на 100% наделены даром… дарения, то наверняка замечали похожую потерю ценности и со своими подарками. Или, другими словами, скорее всего ваши подарки — отстой, понимаете вы это или нет. Но вы никогда не узнаете, потому что никто не скажет вам в лицо, что подарок «хорош лишь на 70%». Во всяком случае, реакции на хорошие и плохие подарки всегда примерно одинаковые. Никто не хочет заставлять нас чувствовать себя моральными уродами под Рождество, даже если подарок очевидно плох.

Но действительно ли так критично терять по несколько долларов каждый год? Если коротко, да. Но дело не только в деньгах.

Невероятно важно дарить подарки правильно

Помимо скучной строчки в статистических выкладках для экономистов, подарки — это еще и способ формировать и сохранять социальные связи в важные моменты жизни: дни рождения, Рождество, День Святого Валентина, годовщины, выпускные и т.д. Обычно между этими праздниками есть некий подарочный дисбаланс. Например, в один год вы можете подарить что-то очень важное и нужное, а я — что-то, что даже не сравнится с вашим подарком. Поэтому в следующем году я буду стараться сильнее. Этот дисбаланс как раз ведет к продолжению традиции.

Хорошие подарки помогают формировать и укреплять социальные связи. С их помощью мы показываем людям нашу любовь и заботу, приносим извинения, передаем какой-то социальный сигнал. Они помогают нам наслаждаться собственной щедростью. Жизнь без них была бы пустой.

В свою очередь, плохие подарки могут такие связи подрывать. В лучшем случае получение плохого подарка может просто испортить настроение. В худшем — оттолкнуть человека навсегда. Если Вальдфогель прав, пугающее большинство из нас каждый год дарят неподходящие подарки, даже не осознавая этого.

К счастью, ситуацию с подарками анализируют не только экономисты; в дело вмешались еще и психологи, которые утверждают, что мы все неправильно понимаем.

Почему наши подарки не срабатывают

Существует довольно большое количество исследовательских трудов, в которых выражена примерно одинаковая мысль относительно того, почему подарки не работают — и что можно с этим сделать. Чтобы вырваться из порочного круга плохих подарков, я изучил самые популярные из существующих теорий.

Дарители и одариеваемые думают по-разному

Подарки не всегда попадают в самое сердце из-за отличий между психологией их дарения и получения. Хотя эти события происходят одновременно, мы бессознательно относимся к этим двум вещам по-разному. Когда люди дарят подарки, они обычно обращают внимание на один или несколько из следующих критериев:

  • неожиданность (вау-фактор);
  • желанность (фактор ценности);
  • материальность (фактор стоимости);
  • социальная ответственность (стремление к добродетели).

А вот когда подарки получают, приоритеты меняются:

  • полезность (могу ли я что-то с этим сделать?);
  • универсальность (многофункциональность);
  • качество (хорошо ли это сделано и долго ли оно прослужит?);
  • желанность (действительно ли я об этом просил?).

Учитывая различия между этими приоритетами, стоит ли удивляться, что подарки часто оказываются «мимо кассы»?

Мы слишком зациклены на моменте обмена подарками

Вручая подарки, мы больше всего думаем о «том самом моменте» дарения, наблюдаем за реакцией получателя. Мы нарциссически вожделеем услышать воодушевленные возгласы и подтверждение восхитительности нашего подарка. Однако нас не очень волнует, останутся ли реакция и отношение к подарку теми же с течением времени, уже после момента получения.

Исследование показывает, что чаще самыми бесполезными являются подарки, которые вручаются и открываются на публике, например, на вечеринке, а более приятными — те, что дарятся или открываются наедине, например, подарки на свадьбу.

Мы часто цепляемся за визуальный потенциал подарка, ведь нам хочется выглядеть достойно на публике. Но как только мероприятие заканчивается, мы забываем обо всем, пока не появится необходимость дарить что-то снова.

А вот получатель подарка рассуждает по-другому. Как только вечеринка заканчивается и все расходятся по домам… они остаются с подарком один на один. Для них акт дарения не заканчивается с моментом получения подарка. Поэтому куда лучше дарить то, что будет служить долго, чем то, что производит мгновенный «вау-эффект».

Нам нравится получать в подарок впечатления… Но не нравится их дарить

Как показывают многочисленные исследования, подарки-впечатления, как, например, билет на спектакль или сертификат на курсы сомелье, обычно ценятся больше, чем привычные материальные подарки.

Единственная их проблема в том, что в момент дарения они выглядят максимально скучно в глазах дарителя. Все из-за того, что такие подарки обычно представляют собой абстрактную бумажку, которая выглядит в лучшем случае скупо и сухо.

Настоящее же наслаждение от подарка наступает куда позднее, во время обналичивания сертификата. Но даритель в этот момент обычно находится далеко и не может наблюдать за реакцией от подарка. Нехорошо.

Мы слишком переживаем за стоимость подарка

Дарители часто думают, что чем дороже и щедрее подарок, тем он лучше. На деле же так происходит не всегда. Реципиенты отмечали, что качество подарка куда важнее его цены. Это в равной степени относится и к осмысленности. Иногда случается, что мы вкладываем в подарок много средств и усилий, а он все равно оказывается ненужным.

Хороший пример: вы знаете, что вашему другу нравится музыка, и решаете подарить ему красивую акустическую гитару. Совсем не факт, что он вообще хотел учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, и неважно, сколько денег вы на него потратили и сколько времени его выбирали.

Если спустя год ваш друг так и не будет играть, вы, очевидно, опростоволосились.

Мы слишком далеко друг от друга

Если вы в буквальном смысле находитесь далеко от получателя, найти для него хороший подарок практически невозможно. Это значит одно из двух:

  1. можно даже не переживать;
  2. можно подарить им деньги (или какой-то их эквивалент).

Стоит ли дарить деньги — уже другой вопрос. Если получатели дара приходятся вам, например, внуками, то все в порядке. А вот если они ваши бабушки и дедушки — наверное, не очень. В последнем случае отлично подойдет бутылка хорошего вина или коробка качественного шоколада. Но слишком сильно заморачиваться не стоит.

Осторожнее с благотворительными сертификатами

К сожалению, получатели ценят благотворительные сертификаты куда меньше, чем можно было бы надеяться. Хотя даритель и преследует возвышенную цель, такие подарки приносят меньше приятных эмоций в сравнении с более традиционными. Безусловно, так даритель выглядит лучше в глазах общественности и сам момент дарения получает приятную окраску, но на деле ценятся такие подарки куда меньше.

Конечно, если вы точно знаете, что получатель оценит такой жест, то вперед. Но не надейтесь, что другие оценят подарок по достоинству, если вы заранее не обговаривали это.

Как дарить людям то, что они действительно хотят

Не теряйте надежду. Вы обязательно научитесь покупать ценные для людей подарки! Мы расскажем, как.

Объективно оцените ваши взаимоотношения с получателем

В статье Вальдфогеля от 1993 года представлена таблица эффективности подарков, которая в той или иной степени призывает теть, дядь, бабушек и дедушек не волноваться по поводу материальных подарков и взамен просто дарить деньги:

-2

Вы давние друзья или встречаетесь уже несколько лет? Тогда у вас намного больше шансов подарить человеку именно то, что ему/ей нужно. Если нет, то вы потратите больше времени на придумывание экстраординарного подарка, хотя куда лучше сосредоточиться на чем-то нужном или гарантирующем приятные впечатления.

… Спросите, чего он хочет

Совет кажется очевидным, но это самый простой способ подарить людям то, что они действительно хотят получить. Многие считают, что при этом теряется сюрприз и «вау-эффект». Но он не так важен: мимолетное удивление приносит мимолетное удовольствие, причем только вам. Куда важнее, что вы не тратите кучу денег на то, что человеку совсем не нужно. Напрямую спрашивать у людей об их желаниях может показаться странной стратегией, и нет гарантии, что они сразу дадут точный ответ, но вы хотя бы поймете общую направленность их желаний и примерно сообразите, чего они хотят.

Звучит как что-то неправильное, ведь мы привыкли угадывать и стараться читать мысли того, кому предназначается подарок, а они, в свою очередь, привыкли до последнего скрывать свои карты. Но такая стратегия ни к чему хорошему не приводит. Если они упорно уходят от ответа или вы не можете позволить себе приобрести то, что они хотят, переходите к другим стратегиям.

Сделайте подарок полезным

Мы верим, что подарок станет лучше, если потратить достаточно времени на изучение его нужности и полезности. Если я подарю ваучер на ужин в дорогом ресторане за городом, вам будет сложно его реализовать. В то же время, если я подарю такой же ваучер, но в более дешевое место и в пределах шаговой доступности,вам будет намного легче и удобнее воспользоваться им. Исследования доказывают, что мы предпочитаем удобные и простые вещи дорогим и менее доступным. Точно так же происходит с подарками, основанными на ассоциациях. Мы нередко покупаем подарки, потому что они как-то связаны с интересами получателя, но редко задумываемся об их нужности. Яркий пример — видео 1998 года, демонстрирующее двух детей, которые, распаковывая подарки на Новый год, обнаруживают новенькую игровую приставку Nintendo 64:

Смотреть здесь
Смотреть здесь

Дети — в особенности мальчик — пребывают в диком восторге от подарка. Они кричат во весь голос: «НИНТЕНДО ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!». Но как только момент радости проходит, он открывает следующий подарок. «НИНТЕНДО ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕееее… машинка на радиоуправлении? Спасибо».

Он сбит с толку. Кому нужна машинка? Для него это бесполезно. Он хочет поиграть в «Goldeneye» и «Mario Kart».

По сути, полезность (или, как говорят психологи, «обоснованность») — один из важнейших критериев при выборе хорошего подарка.

Так что всегда выбирайте что-нибудь полезное.

Будьте эгоистом. Настоящим

В одном из исследований утверждалось: чем больше мы думаем о том, что хочет получить другой человек, тем хуже получается подарок. Подобные размышления для нас слишком абстрактны и приводят к неправильным выводам. Выход из этой ситуации — больше думать о том, что бы хотели мы сами. Так мы переключаемся на восприятие получателя и сокращаем разрыв между «разными психологиями».

Так что, если при поиске подарка вы останавливаетесь на чем-то и думаете: «хмм, я бы хотел получить такое», значит, вы на правильном пути. Только не дарите своему близкому человеку шар для боулинга, если боулингом увлекаетесь вы сами — а-ля Гомер Симпсон.

Составьте список ваших с дарителем общих черт

Звучит как очень простое упражнение, но, как показали исследования, это хороший способ найти общие черты с будущим получателем подарка.

Обсуждая идеи для подарков, подмечайте для себя вещи, в которых вы схожи. Это активирует механизмы, которые позволят нам понять образ мышления получателя подарка и принять в итоге лучшее решение. Это еще не гарантия стопроцентного успеха, но, если соединить такой метод с остальными упомянутыми в этой статье, шансы на хороший подарок заметно возрастают.

Руководствуйтесь опытом

Если остальные методы не работают, попробуйте сесть и немного подумать, какой из подарков в последние несколько лет понравился вам больше всего. Это отличный способ отбросить ненужные вещи и сосредоточиться на тех подарках, которые действительно достойны внимания. По крайней мере, раз вы их запомнили, то, возможно, запомнит и другой человек.

Лучший подарок, что дарили мне, — одна из старых моделей Kindle (серия устройств для чтения электронных книг — прим. Newочём) с клавиатурой. Я пользовался им годы, пока он окончательно не сломался лет через десять. А вот что еще я получил в тот год, я даже не помню.

Дерзайте и дарите хорошие подарки

Одной детали в этой статье не хватает: как насчет подарков, стоимость которых получатель оценивает выше их реальной? Такое возможно, если вы невероятно близки с этим человеком и можете подарить или сделать что-то такое, что остальным не под силу, благодаря определенным навыкам.

Возможно, вы давно и близко дружите с человеком и умеете писать картины маслом. Или вы несколько лет женаты и умеете делать мебель из дерева. Если вы умеете что-то такое, то вперед, используйте это.

Остальные же из нас пускай стараются ломать статистику и дарить хорошие подарки.

И, если ничего другого не придумали, просто купите Nintendo 64.

По материалам блога Уилла Патрика

Переводила: Аполлинария Белкина
Редактировала: Софья Фальковская