Это финальная статья цикла о приключениях автодома ГАЗ 66 по имени Маус, в котором мы прожили 7,5 лет в режиме полной "автономки".
Первая часть истории закончилась на том, что вода ушла окончательно, и мы уснули, напившись горячего шоколада и определив, что все наши животные, кроме енота и енотовидки, благополучно и без последствий пережили наводнение.
Ни одна из двенадцати кошек даже не намокла. Как они умудрились это сделать - для меня остаётся загадкой до сих пор. Собаки промокли насквозь. Хорёк наконец-то проснулся и требовал завтрака. Кролик всю ночь продолжал меланхолично жевать сухарь и был сытее всех. Голубь шуршал, ворочаясь в полиэтиленовом пакете на вешалке.
Первым делом, проснувшись, мы отмыли вольеры и пересадили туда голубя и кролика. Дождь так и не прекратился, хотя заметно ослаб, словно потратил все силы за прошедшую ночь и теперь сеял скорее по инерции, без былой удали и куража.
Даже после беглого поверхностного осмотра было ясно, что домик для дальнейшего проживания, а тем более для зимовки не пригоден. На полу и на стенах на метровую высоту всё было покрыто толстым слоем липкой субстанции из глины, ила и нефти. Эта адская смесь, будучи ещё в жидком и подвижном состоянии, набилась в каждую щелочку, в каждый угол и промежуток, а высыхая, стремительно превращалась в серо-коричневое подобие цемента, источающего густой илисто-нефтяной смрад. Диваны, кресло, ковролин, ковёр на задней стене - всё было насквозь пропитано этой дрянью и никакому отмыванию однозначно не подлежало. Вся мебель в нижней части вздулась и расслоилась. Деревянные участки внутренней отделки размокли и вспучились, подняв буграми пластиковые панели. Подключать электрику было страшно, ибо было совершенно не понятно, в каком состоянии находятся идущие внутри стен электрические магистрали. Дизельного отопителя, смонтированного в отсеке вместо электростанции, было не видно под слоем "адского цемента". То же наблюдалось во всех закрытых помещениях - в ванной, туалете, прихожей.
Все вещи, оказавшиеся ниже уровня воды, подлежали если не утилизации, то капитальнейшей стирке, а стиральная машина была точно так же испорчена глиняной жижей. БОльшая часть продуктов промокла, остались сухими чай, кофе, какао, печеньки, приправы и консервы. К счастью не пострадал пятнадцатикилограммовый мешок кошачьего корма (успели перед наводнением закупорить его в герметичную пластиковую бочку), и с едой для зверей проблем на ближайшее время не было.
Успели так же спасти документы, блокноты с важными записями и всю имеющуюся компьютерную технику: пока я суетился на улице и перегонял Маус перед наводнением, ребята надёжно упаковали всё это в несколько полиэтиленовых пакетов, проклеив каждый пакет скотчем.
А вот с вещами, хранившимися снаружи и в хозяйственной палатке, всё обстояло значительно хуже. Точнее, совсем никак не обстояло. Их просто не стало. Палатку унесло целиком, вместе со всем содержимым. Уплыли пластиковые водяные баки, вёдра, система автоматической закачки воды. Два электрогенератора, основной и сварочный, не унесло, но полностью завалило илом.
Вместе с палаткой уплыли рабочие переноски для зверей, костюмы и реквизит к спектаклю. Правда, остался набор костюмов для второго спектакля, но реквизит всё равно надо было полностью покупать заново.
"Нива" оказалась перевёрнута, запутана в ветки и какую-то длинную водяную траву и брошена боком на завал сучьев и корней. Багажник был открыт, большую часть содержимого, включая бензопилу, из него вымыло и унесло.
Нужно было срочно решать вопрос с зимовкой и эвакуацией с места происшествия оставшихся и ещё хоть как-то пригодных для приведения в порядок вещей.
Я отправился в ближайшее поселение за помощью. Это оказался дачный посёлок, взбирающийся по крутому склону горы в километре от места гибели Мауса.
Не знаю почему и кто именно в высших сферах взялся нам помогать, но во втором же доме мне встретилась женщина, которая моментально сориентировалась в ситуации, поняла, безоговорочно поверила моему короткому, скупому и, честно скажем, мало похожему на правду рассказу и пустила нас к себе в дом, отдав в наше распоряжение комнату на втором этаже и не отапливаемый флигель для поселения животных. Звали её Галина. Галина оказалась человеком энергичным и деятельным. Она тут же раздобыла мне комплект сухой одежды и организовала спасательную экспедицию, подключив своего старшего сына и председателя дачного кооператива, жившего по соседству. Добравшись по горной тропинке до места происшествия, мы отсортировали вещи, отделив то, что ещё можно спасти и восстановить, и стали небольшими партиями перетаскивать их от Мауса к дому.
Операция заняла два дня. Один раз за то время, пока мы переносили партию вещей, к Маусу пришли мародёры. С горы мы успели увидеть, как они, подогнав к берегу всё ещё широко разлившейся реки лодку, откопали и погрузили в неё оба наших генератора. Не знаю, что они собрались с ними делать, но в России принцип "тащи всё, что плохо лежит" работает безотказно...
После этого мы больше не уходили из Мауса всем составом, стали оставлять дежурного. На ночь, правда, оставаться там не стали. И мародёры пришли снова. Утром мы не досчитались лебёдки на Маусе и раздатки с карданами на "Ниве".
Однако за это время мы всё обдумали и решили, что восстановление этих машин обойдётся нам дороже, чем покупка других и постройка нового автодома. А эти было решено отдать Галине и её сыну в качестве платы за помощь и приют, потому что больше отблагодарить этих людей нам было абсолютно нечем.
Впрочем, покупать другие машины и строиться тоже было не на что, тем более что один из двух наших хорошо отработанных спектаклей оказался полностью выведен из строя: не было ни костюмов, ни реквизита, ни енота, который играл в нём главную роль. На одном оставшемся спектакле себе на жизнь заработать мы могли, но для этого нужен был новый реквизит и разъездная машина.
Решили кинуть клич о помощи в Интернете.
В первую очередь я попытался обратиться к народу с сайта "Автотревел" - всё-таки соратники как-никак, единомышленники... Однако вместо помощи я получил в ответ такую волну хамства, ханжества, грубости и насмешек, что понял: никакими соратниками там даже не пахнет, там собрались люди, которые будут называть тебя "другом" и считать "своим" только до тех пор, пока у тебя от денег лопаются карманы, и с удовольствием будут вести с тобой дебаты о том, купить автодом за пять миллионов или всё-таки лучше за восемь. Понятие "помощь в беде" в их менталитете отсутствует, зато я красочно и в подробностях узнал, что в одночасье стал попрошайкой, хипаном, мошенником, вором и ещё получил кучу разных определений. И никакой помощи.
Зато ролевики оказались очень хорошо знакомы с сигналом "S.O.S."
Средства помощи потекли со всей России. Тёплые слова и денежные переводы приходили из Питера и Москвы, Волгограда и Астрахани, Екатеринбурга, Тюмени, Новосибирска, Томска. Многие через некоторое время отправляли деньги повторно, не смотря на то, что никаких дополнительных просьб об этом, разумеется, не было.
Я многократно после благодарил народ за щедрую и оперативную помощь в тот страшный месяц. Тем не менее, если кто-то из вас, ребята, вдруг прочитает этот рассказ - примите ещё раз сердечную благодарность и земной поклон от всех нас. Без вас наша история закончилась бы в дождливом октябре 2018 года.
Так или иначе, через месяц у нас на руках оказалась сумма, достаточная для того, чтобы обзавестись не только разъездной машиной, но и грузовиком, которому предстояло стать базой для нового капитального автодома.
Ребром встал вопрос о выборе машин. "Нива" показала себя прекрасно, она всем нас устраивала, но... Хоть верьте, хоть нет, но мне периодически снилась смешная округлая пучеглазая рожица УАЗика. Дать этому хоть какое-то рациональное объяснения я не могу. Ну вот нравился он мне всегда, и всё. Понимаю, что старый. Понимаю, что прожорливый. Понимаю, что "ведро с болтами"... Всё понимаю. Но - он добрый, как старый пёс породы ньюфаундленд. Надёжный, как верный деревенский друг. В нём есть душа - простая, бесхитростная и бескомпромиссная.
Первые же объявления на Авито показали мне УАЗ "КУбанец", в народе известный в своё время как "Автоклуб".
На эту машинку я облизывался ещё тогда, когда у нас была буханка Панда. Но Панда ведь тогда уже была, и поэтому дальше взглядов дело не заходило. К тому же, на Урале "Кубанцы" почему-то встречаются очень редко.
А теперь всё сложилось. Таким образом, выбор был сделан, и в конце ноября мы отправились смотреть УАЗ Т 12-02 "Кубанец", а к вечеру того же дня Глафирчик благополучно прибыл вместе с нами домой.
Почему Глафирчик? А был у одного интернет-знакомого автодомик, построенный на базе УАЗ ТСК (это такая разновидность "буханки" с чуть более высокой крышей салона). Почему-то звали эту машинку Глафира. Жена запомнила это смешное имя, и с её подачи наш новый УАЗик стал Глафирчиком. С одной стороны - весело, с другой - беззлобно, безобидно. Так почему бы и нет?
Затем стали решать, какое шасси должно прийти на смену Маусу, верой и правдой отслужившему нам семь с половиной лет. На базе какого грузовика мы будем строить наш новый дом.
Подумали и остановились на ЗИЛ 131. Да, проходимость этой машины, согласно многочисленным отзывам, проигрывает перед "шишигой". Но, с другой стороны, мы и на "шишиге" никогда не лазили в глубокий оффроад, цели у нас несколько иные. А по тем местам, по которым ползал "Маус", этот крокодил пролезет наверняка.
Грузоподъёмность у него побольше, чем у "шишиги". Расход топлива тот же самый, если не ниже: как ни крути, а Маус постоянно шёл с максимальной нагрузкой. Значит, и ресурс двигателя будет побольше. Но при этом полная масса ЗИЛ 131 не дотягивает до 12 тонн, а значит под требования системы "Платон" он тоже не попадает. В кабине больше места, можно оборудовать дополнительный кабинетик на время стоянок. А цена при этом будет минимальной...
Словом, в декабре 2018-го рядом с Глафирчиком взгромоздился Ахатин, купленный в Ростовской области у старого пасечника. Машина эксплуатировалась для перевозки пчелоприцепа в пределах трёхсоткилометровых окрестностей, дальше степей никуда не лазала и оказалась в очень неплохом состоянии.
Денег осталось даже на то, чтобы закупить новую бытовую технику. Тем более что к тому времени мы полностью восстановили реквизит первого спектакля, и, благодаря Глафирчику, снова получили возможность гастролировать...
А весной 2019 сын Галины продал Маус. Покупатели промыли карбюратор и бензобак, поменяли свечи - и героическая "шишига" завелась и ушла из посёлка своим ходом!
И пусть мне после этого кто-то с пеной у рта доказывает "божественные преимущества" иномарок перед советской техникой.
Тёплым и солнечным февральским днём я стоял на дороге и последний раз смотрел вслед нашему Дому, подарившему нам семь с половиной лет жизни в удивительной, полной событий и приключений сказке.
Так я навсегда попрощался с Маусом.
А ещё через месяц мы упаковали вещи, усадили по машинам зверей, сердечно поблагодарили Галину за бесценную помощь и отправились к Тигре, нашей подруге-ролевику, живущей в частном доме в центральной части Кубани, чтобы начать новое строительство.
Но это уже совершенно другая жизнь и совсем другая история.