Найти в Дзене

Рембрандт Харменс ван Рейн – всеми покинутый художник XVII века – золотого века голландской живописи

Мы знаем его картины. Слышали об его удивительной работе со светом. Что-то про него читали. А чем же он так гениален? Рассказываем! Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) – голландский художник. Представитель золотого века голландской живописи. Гений света и тени. Впервые я столкнулась с творчеством Рембрандта в Пушкинском музее. Я увидела портрет пожилой женщины, скромно висевший посередине зала. Никогда не любила портреты. А тут – ступор. Не оторвать взгляда. Талант. Женщина, на лице которой можно прочитать историю. Взгляд, от которого идет необыкновенное сияние, как будто тысячи софитов направлены в ее сторону. Каждая морщинка видна невооруженным глазом. И это семнадцатый век. И это Рембрандт. С тех пор я заинтересовалась портретами. И им. Биография Рембрандта полна на события. Выходец из небогатой семьи, за свою жизнь побывавший во всех слоях общества. Сельская небогатая жизнь, потом шумный город, где роскошь и богатство граничили с банкротством, великосветские вечера и тихие прогулки в од
Оглавление

Мы знаем его картины. Слышали об его удивительной работе со светом. Что-то про него читали. А чем же он так гениален?

Рассказываем!

Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) – голландский художник. Представитель золотого века голландской живописи. Гений света и тени.

Автопортрет, 1635
Автопортрет, 1635

Впервые я столкнулась с творчеством Рембрандта в Пушкинском музее. Я увидела портрет пожилой женщины, скромно висевший посередине зала. Никогда не любила портреты. А тут – ступор. Не оторвать взгляда.

Рембрандт. Портрет старушки, 1655
Рембрандт. Портрет старушки, 1655

Талант. Женщина, на лице которой можно прочитать историю. Взгляд, от которого идет необыкновенное сияние, как будто тысячи софитов направлены в ее сторону. Каждая морщинка видна невооруженным глазом. И это семнадцатый век. И это Рембрандт. С тех пор я заинтересовалась портретами. И им.

Биография Рембрандта полна на события. Выходец из небогатой семьи, за свою жизнь побывавший во всех слоях общества. Сельская небогатая жизнь, потом шумный город, где роскошь и богатство граничили с банкротством, великосветские вечера и тихие прогулки в одиночестве, слава и забвение. Его жизнь была похожа на стремительный подъем и оглушительное падение. И удивительно то, что стимул писать так, как то подсказывало сердце, не покидал художника даже в периоды не слишком радужные и счастливые. Наоборот, как будто горе и беда отчетливее и гениальнее воплощались в его картинах.

Развитие таланта

Детство и учеба

Рембрант ван Рейн родился в семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене в 1606 году. Уже в 13 лет его отдали учиться к ленденовскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Так как информации о жизни и творчестве Сваненбюрха мало, неизвестно, как повлиял учитель на Рембрандта. Да и картин периода учебы у лейденского мастера не найти.

В своем родном городе Рембрандт не видел возможности учиться, поэтому в 1623 году, несмотря на некоторое недоверие со стороны семьи, уезжает со своим другом в Амстердам к довольно неплохому художнику Питеру Ластману обучаться живописи.

Питер Ластман (1583-1633) проходил стажировку в Италии, поэтому его видение живописи и рисунка кардинально отличалось от стиля Рембрандта: рисуя с натуры, Рембрандт не пытался изобразить все самое лучшее и приукрасить реальность, как делали Ластман и его ученики. Изображая женщину, тело которой являлось отражением ее тяжелой жизни, Рембрандт не приукрашивал увиденное и не создавал идеальное пространство, гармоничное и чистое. Он изображал женщину с той грубой и правдивой реальностью, от которой окружение невольно отшатывалось. В том числе и Ластман, который не мог понять, как это можно назвать искусством. Как и большинство художников, особенно тех, кто восхищался Италией и ее культурой, Ластман в своем творчестве пытался сделать прекрасное из уродливого, умело скрывая все недостатки человеческого тела.

Интересен случай, когда на очередном уроке живописи, к ним пришла натурщица – обыкновенная женщина-труженица, тело которой как будто во всех мельчайших подробностях рассказывало историю жизни. Естественно, ученики изобразили ее лучше, чем она есть на самом деле: нельзя изображать то, как все существует в мире, необходимо идеализировать, делать лучше. Рембрандт же, наоборот, изобразил ее практически такой, какая она есть, даже не стараясь где-то сгладить углы. Работа не понравилась ни учителю, ни ученикам.

Рембрандт понял, что пора двигаться дальше.

Нельзя сказать, что эти уроки ничего ему не дали: детальность в исполнении Ластмана стала визитной карточкой творчества Рембрандта: мало кто из художников так много времени отдавал на прорисовку одежды, украшений, предметов быта.

Он никогда не был в Италии и в других странах, в отличие от фламандских художников, которые черпали свое вдохновение работами Микеланджело, Тициана, Караваджо. Тем не менее, с живописью гениев итальянского Возрождения он был очень хорошо знаком.

Но его картины трудно сопоставить с шедеврами Возрождения. Он пошел по иному пути развития своего творчества. В его работах много голландского, того самого, простого и обывательского, реалистичного и неидеального.

Рембрандт ван Рейн. Аллегория музыки, 1626. Пример влияния Ластмана на творчество ван Рейна. В картине отсутствует тот свет, который в последствии будет отличительной чертой творчества Рембрандта. Герои картины как будто замерли и ждут, пока их сфотографируют. Яркие краски, детальная прорисовка одежды, пестрота и какая-то вычурная роскошь.
Рембрандт ван Рейн. Аллегория музыки, 1626. Пример влияния Ластмана на творчество ван Рейна. В картине отсутствует тот свет, который в последствии будет отличительной чертой творчества Рембрандта. Герои картины как будто замерли и ждут, пока их сфотографируют. Яркие краски, детальная прорисовка одежды, пестрота и какая-то вычурная роскошь.
Рембрандт ван Рейн. Давид с головой Голиафа перед Саулом, 1627. Здесь тоже чувствуется влияние Питера Ластмана: праздность, роскошь и детальная прорисовка одежды, яркие цвета.
Рембрандт ван Рейн. Давид с головой Голиафа перед Саулом, 1627. Здесь тоже чувствуется влияние Питера Ластмана: праздность, роскошь и детальная прорисовка одежды, яркие цвета.
Рембрандт. Историческое полотно, 1626. Очень нетипичная работа для Рембрандта: тут все абсолютно не такое, по сравнению с будущими работами. Четкость, красота, яркие цвета - обилие этих цветов, стройный сюжет, непроработанные лица.
Рембрандт. Историческое полотно, 1626. Очень нетипичная работа для Рембрандта: тут все абсолютно не такое, по сравнению с будущими работами. Четкость, красота, яркие цвета - обилие этих цветов, стройный сюжет, непроработанные лица.

Мастерская в Лейдене

В 1626 году Рембрандт со своим другом-художником Яном Ливенсом возвращается в родной город. Они открывают собственную мастерскую. Приходят ученики.

Рембрандт много и упорно работает. Создает многочисленные зарисовки и офорты (разновидность углубленной печати: на металлическую доску покрывают слоем лака, потом иглой наносят рисунок). Развивается в портретной живописи. Не имея заказов от жителей города, он без конца изображает отца, мать, братьев и сестру. И себя.

Автопортрет в берете с перьями, 1629
Автопортрет в берете с перьями, 1629
Автопортрет с освещением слева, 1629
Автопортрет с освещением слева, 1629

В этот период творчества Рембрандт интересуется изображением обычных людей голландского общества. Он изображает их без преувеличения, без фальши и искусственности. Изображение нищих, бродяг, бедных людей было популярно в XVII веке в период бесконечных войн, но картины Рембрандта отличались этим отсутствием изысканности и гротеска. Все так, как есть на самом деле. Люди абсолютно обычны и тем привлекательны.

Рембрандт. Молящаяся старуха, 1630
Рембрандт. Молящаяся старуха, 1630
Рембрандт. Старик, уснувший у очага, 1629
Рембрандт. Старик, уснувший у очага, 1629
Рембрандт. Художник в мастерской, 1628
Рембрандт. Художник в мастерской, 1628
Рембрандт ван Рейн. Интерьер с фигурами, 1628. Видно, что лица еще не до конца изучены и детально изображены, как на поздних работах. Но уже есть тени, небольшой свет то ли из окна, то ли исходящий от героев картины, какая-то мистическая атмосфера, но в то же время обыденная и домашняя.
Рембрандт ван Рейн. Интерьер с фигурами, 1628. Видно, что лица еще не до конца изучены и детально изображены, как на поздних работах. Но уже есть тени, небольшой свет то ли из окна, то ли исходящий от героев картины, какая-то мистическая атмосфера, но в то же время обыденная и домашняя.

В 1629 году в Лейден приезжает секретарь принца Оранского Константин Хейгенс. Приезжает отчасти из-за того, чтобы посмотреть, что есть интересного в этом Лейдене и какие картины тут можно приобрести, – Хейгенс был большим ценителем искусства. Якоб ван Сваненбюрх, тот самый первый учитель Рембрандта, посоветовал ему посетить мастерскую двух друзей-художников, потому что больше в Лейдене идти было некуда.

Константин Хейгенс был поражен. И сразу купил много картин Рембрандта.

Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребреников, 1629. Картина, которая поразила Хейгенса передачей эмоций, фигур и поразительным колоритом.
Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребреников, 1629. Картина, которая поразила Хейгенса передачей эмоций, фигур и поразительным колоритом.

Константин Хейгенс помог Рембрандту выбраться из тени Лейдена, установив связи с богатыми клиентами, интересовавшимися искусством. После этого в 1631 году он переезжает в Амстердам. Рембрандт чувствует, что готов создавать нечто большее, монументальное и гениальное.

Рембрандт. Ужин в Эммаусе, 1629
Рембрандт. Ужин в Эммаусе, 1629
Рембрандт. Давид, играющий на арфе для царя Саула, 1630
Рембрандт. Давид, играющий на арфе для царя Саула, 1630
Рембрандт. Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630
Рембрандт. Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630

Эта подготовительная самостоятельная ступень в творчестве Рембрандта – работа в собственной мастерской, поиски своего стиля, написание портретов и интерес к изображению простой и реальной жизни, – помогла молодому художнику поверить в свои собственные силы, определиться, что делать со своим талантом. Вдобавок ко всему, похвала и признание секретаря принца Оранского, который был восхищен талантом неизвестного художника, всячески способствовали его творческому успеху.

Слава и успех

Рембрандт живет в Амстердаме. Он богат и знаменит – каждый уважаемый и знатный бюргер хочет портрет кисти Рембрандта. И даже не очень знатный – портрет нужен всем.

Заказчики хотели видеть себя в портретах. Им не нужна была идеальность и четкость. При этом, для подчеркивания важности и знатности, большое внимание в портретах уделялось одежде и аксессуарам. Точное и детальное изображение украшений, атрибутике общественного положения или же профессии. То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами. Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту.

Рембрандт. Портрет Николаса Рётса, 1631
Рембрандт. Портрет Николаса Рётса, 1631
Рембрандт. Портрет Мартена Лотена, 1632
Рембрандт. Портрет Мартена Лотена, 1632
Рембрандт. Портрет принцессы Амалии ван Солмс, 1632
Рембрандт. Портрет принцессы Амалии ван Солмс, 1632
Рембрандт. Портрет молодой женщины с веером, 1633
Рембрандт. Портрет молодой женщины с веером, 1633

Урок анатомии

В Голландии групповой портрет был популярен. В общественной жизни бюргеров создавались многочисленные групповые организации, относящиеся к разным профессиям. И, естественно, все хотели сохранить в памяти состав своих участников.

Интересно то, как подходил Рембрандт к изображению групповых портретов. Он не выделял кого-либо из героев картины: они все находятся на одной линии. У него было стремление погрузить портретируемых в их среду обитания, предельно точную и детально описанную. То есть, важно было показать то, чем они занимались, поместить их в привычный интерьер, наделить картину теми предметами, которые бы как нельзя лучше описали происходящее.

Поэтому «Урок анатомии доктора Тульпа» принес Рембрандту небывалую славу и всеобщее признание.

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632

Герои картины не смотрят на нас, они слишком увлечены тем, что происходит вокруг. Это реальная действительность, а не постановочное изображение: кто-то задумчив, кто-то удивлен, кто-то увлечен действием и не замечает ничего вокруг. При этом, каждому герою уделено максимальное внимание. А свет! Вот он свет, непонятно откуда светящий, тот самый, который каждый раз поражает воображение.

Саския ван Эйленбюрх

В 1634 году Рембрандт ван Рейн женится на Саскии ван Эйленбюрх – дочери местного бургомистра и адвоката Ромбертуса ван Эйленбурга.

Саския принесла в жизнь Рембрандта не только материальное благополучие, но и новый творческий порыв, желание писать больше и лучше. Естественно, заказов было много, денег было невероятное количество.

В 1641 году Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна.

Рембрандт начинает создавать свою собственную коллекцию произведений искусства. Внимательно изучает искусство Италии, особенно работы Караваджо. Экспериментирует со светом. И создает бесконечные картины с Саскией.

Рембрандт. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, 1633-1642
Рембрандт. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, 1633-1642
Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1634
Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1634
Рембрандт. Блудный сын в таверне, 1635. Собственно, счастливый Рембрандт и его чудесная жена.
Рембрандт. Блудный сын в таверне, 1635. Собственно, счастливый Рембрандт и его чудесная жена.
Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1641
Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1641

Саския. Любовь Рембрандта к ней полна нежности, искренности и страсти: в каждом движении, во взгляде и легкой улыбке, Ван Рейн черпал силы и вдохновение. Портреты Саскии - это чувственность образа Флоры, страстность и игривость в портретах, роскошь и богатство в каждой детали одежды и украшений.

Рембрандт. Даная, ок. 1636-1643. Да, Саския не идеальна в своей красоте. Но то, как она изображена, как чувственно и в то же время легко она смотрит, как подвижно и красиво ее тело, делает ее невероятно красивой. Как будто мы смотри на нее глазами Рембрандта.
Рембрандт. Даная, ок. 1636-1643. Да, Саския не идеальна в своей красоте. Но то, как она изображена, как чувственно и в то же время легко она смотрит, как подвижно и красиво ее тело, делает ее невероятно красивой. Как будто мы смотри на нее глазами Рембрандта.

В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.

Рембрандт. Юдифь на пиру у Олофена, 1634. Свет просто невероятный.
Рембрандт. Юдифь на пиру у Олофена, 1634. Свет просто невероятный.
Рембрандт. Пир Валтасана, 1635
Рембрандт. Пир Валтасана, 1635
Рембрандт. Ослепление Самсона, 1636
Рембрандт. Ослепление Самсона, 1636
Рембрандт. Воскресший Христос является Марии Магдалине, 1638
Рембрандт. Воскресший Христос является Марии Магдалине, 1638
Рембрандт. Давид с Ионофан, 1642.
Рембрандт. Давид с Ионофан, 1642.

Посмотрите, как со временем меняется передача изображения героев и атмосферы, как цвета заменяются томным светом, как богатое одеяние теряется, на первый план выступает реалистичность и романтическая эмоциональность. Присутствует некая тревожность в пейзаже. И колоритность, такая некричащая, а скорее таинственная.

В это время активной творческой деятельности (1631-1642) Рембрандт создал те произведения, которые входят в фонд мирового искусства. После этого бурного всплеска известности и признания, счастливой семейной жизни, покупки дорогого дома и большой расточительности, карьера Рембрандта, как и его жизнь, стремительно несется вниз.

«Ночной дозор» и закат популярности

В 1642 году умирает Саския. И в этом же году Рембрандт заканчивает картину «Ночной дозор», которая как бы знаменует окончание его творческой карьеры. Именно карьеры, а не пути, так как Рембрандт продолжает создавать произведения искусства. Просто они больше не восхищают и поражают общество.

Общество требовало чего-то другого, похожего на искусство других стран. Оно хотело барокко с бурными эмоциями и монументальными произведениями, идеально созданными отполированными портретами. Общество смущалось при виде слишком реалистичного изображения, не понимало такое углубленное изучение света в противовес яркому цвету, ему было непонятен интерес к простому и обыденному. Рембрандт разрывает связь с высшими кругами буржуазии, он становится отшельником в мире искусства.

«Ночной дозор». Картина, написанная по заказу амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга. Групповой портрет. Казалось бы, что не так? А не так оказалось все, по мнению публики.

Рембрандт. Ночной дозор, 1642
Рембрандт. Ночной дозор, 1642

Дело в том, что эта картина мало похожа на групповой портрет, на тот, который ожидали увидеть заказчики. Это скорее сюжетная картина, где происходит какое-то действо, в которое вовлечены все изображенные. Рембрандт хотел показать коллектив людей, увлеченных своим делом, людей, сплоченных вместе и вместе переживающих какое-то событие. Это целая история, разворачивающаяся на наших глазах. Кроме того, художник изобразил посторонних людей на групповом портрете стрелковой роты, для того, чтобы добавить в картину реалистичности.

Заказчики были поражены и оскорблены. Кто-то вообще не мог найти себя на картине в изображенной толпе. Все ожидали совершенно другого от гениального художника. Никому не нужен был реализм, действие, сюжет и потрясающая передача света. Необходимо было просто изобразить однотипный групповой портрет, где все с каменными лицами смотрят вперед, где идеальность встает на пути у естественности, где холст как будто отполирован, а не испорчен густыми резкими мазками. Все ожидали совсем не того.

Слава Рембрандта меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.

Последующие годы творчества и последние годы жизни

Во второй половине 40-х годов Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.

Рембрандт. Старик с палкой, 1645
Рембрандт. Старик с палкой, 1645
Рембрандт. Зимний пейзаж, 1646
Рембрандт. Зимний пейзаж, 1646
Рембрандт. Сусанна и старцы, 1638-1647
Рембрандт. Сусанна и старцы, 1638-1647

После смерти Саскии, которая познакомила Рембрандта с высшим обществом, где главная ценность была роскошь и богатство, он начинает отходить от изображения такого мира, отдавая предпочтению простым сюжетам, «низшим» жанрам.

Рембрандт. Мельница, 1645
Рембрандт. Мельница, 1645
Рембрандт. Девочка, облокотившаяся на подоконник, 1645
Рембрандт. Девочка, облокотившаяся на подоконник, 1645
Рембрандт. Пейзаж с замком, 1645
Рембрандт. Пейзаж с замком, 1645

Часто обращается к теме интерьера и быта. Можно сказать, что в этот период творчество Рембрандта очень «голландское», если вспомнить о малых голландцах. Даже библейские и евангельские сцены он дополняет обыкновенной реальностью, бытовыми деталями.

Рембрандт. Авраам и три ангела, 1646
Рембрандт. Авраам и три ангела, 1646

Рембрандт. Святое семейство с ангелами, 1645. Уют, доброта и нежность. Все такое интимное и очень тихое. Согласитесь, все эти эпитеты никак не вяжутся с ранними работами Рембрандта. Это длительное состояние, жизнь такая, какая она будет и сегодня и завтра. Библейские сюжеты переносятся в реальное время.
Рембрандт. Святое семейство с ангелами, 1645. Уют, доброта и нежность. Все такое интимное и очень тихое. Согласитесь, все эти эпитеты никак не вяжутся с ранними работами Рембрандта. Это длительное состояние, жизнь такая, какая она будет и сегодня и завтра. Библейские сюжеты переносятся в реальное время.

В 1650-е годы вновь обращается к изображению портретов. Но эти портреты отличаются от его ранних работ: простота и передача внутренний переживаний человека приходят на смену детальному изображению атрибутики и одежды. Репрезентативность и величие отходят на второй план. Мы смотрим на человека, которому есть что рассказать без внешнего блеска.

Рембрандт. Женщина у полуоткрытой двери, 1654
Рембрандт. Женщина у полуоткрытой двери, 1654
Рембрандт. Портрет мальчика, 1656
Рембрандт. Портрет мальчика, 1656
Рембрандт. Мужчина в берете, 1656
Рембрандт. Мужчина в берете, 1656
Рембрандт. Портрет Титуса ван Рейна, 1657
Рембрандт. Портрет Титуса ван Рейна, 1657

В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.

В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде, суд требовал, чтобы Хендрикье прервала свои отношения с художником. Это было неприемлемо – Хедрикье на тот момент была уже беременна – жить вне брака. Но она осталась. И родила Рембрандту дочку.

Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, во многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.

Саскию, которую Рембрандт обожал, он писал в богатых и пышных одеяниях, дорогих украшениях. Иногда создавал мифологические картины с ней. Не было подчеркнутого одухотворённого образа – это были страсть и чувства, обожание и восхищение.

Но это была Саския. Портреты Хендрикье просты, это, скорее, благородство и истинная добродетель, не требующая пестроты и роскоши. Нет нарядов, украшений, томных и чувственных взглядов. Как будто спокойствие и умиротворенность пришли в жизнь художника.

Рембрандт. Хендрикье в меховой накидке, 1652
Рембрандт. Хендрикье в меховой накидке, 1652
Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс, 1654
Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс, 1654
Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс в шёлковой накидке, ок. 1659
Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс в шёлковой накидке, ок. 1659

В 1661 году Рембрандт пишет групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Банкротство, неспособность содержать семью, острая нужда в деньгах заставили Рембрандта написать картину так, как того требовали заказчики. Совсем другая история, нежели с «Ночным дозором». Тем не менее, даже здесь художник проявил мастерство и индивидуальность в создании портретов.

Рембрандт. Синдики, 1662
Рембрандт. Синдики, 1662

Кажется, что героев картины кто-то потревожил, поэтому они должны на секунду отложить свои дела и посмотреть на нас. Они очень увлечены тем, чем занимаются. Каждый персонаж тщательно прорисован и узнаваем. Это люди, полные достоинства и преданности тому, что делают, они не сливаются в коллективном портрете, каждый из них – личность, отдельный мир со своими мыслями и поступками. И конечно же, невероятный колорит. И красота скатерти на столе, которая привлекает наше внимание.

Наконец, картина «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников на тему возвращения блудного сына (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки), но изображение этого сюжета отличается от работы Рембрандта. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать это. Много внешних атрибутов, ярких красок, каких-то символических деталей, на которые мы обращаем внимание.

Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1666-1669
Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1666-1669

Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец. Лиц практически не видно. Красноватые и золотые оттенки, едва узнаваемые, темноватые. Густые мазки красок, никакой гладкости и четкости.

И опять тот свет, начало которого мы не может найти. Как будто изнутри светятся персонажи. Физического источника света нет.

Сын Рембрандта, Титус ван Рейн, умер в 1668 году. Ему было 26 лет. И кажется, всю свою боль и тоску о любимом сыне Рембрандт передает на картине. Это невероятно грустное, темное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.

Говорить и рассказывать о Рембрандте можно долго. Картины его нужно смотреть и изучать, проникать в суть. Вглядываться в глаза портретируемых, рассматривать детали одежды, находить скрытые смыслы для себя. И постоянно восхищаться талантом.

Не хватит одной статьи, о нем надо много писать и его надо много смотреть. И помнить, что в XVII веке жил такой голландский художник, который изменил развитие живописи, показал миру, как можно писать по-другому, не следуя за модными тенденциями. Как сохранять свою индивидуальность и развивать талант тогда, когда он больше никому не нужен.