Мы знаем его картины. Слышали об его удивительной работе со светом. Что-то про него читали. А чем же он так гениален?
Рассказываем!
Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) – голландский художник. Представитель золотого века голландской живописи. Гений света и тени.
Впервые я столкнулась с творчеством Рембрандта в Пушкинском музее. Я увидела портрет пожилой женщины, скромно висевший посередине зала. Никогда не любила портреты. А тут – ступор. Не оторвать взгляда.
Талант. Женщина, на лице которой можно прочитать историю. Взгляд, от которого идет необыкновенное сияние, как будто тысячи софитов направлены в ее сторону. Каждая морщинка видна невооруженным глазом. И это семнадцатый век. И это Рембрандт. С тех пор я заинтересовалась портретами. И им.
Биография Рембрандта полна на события. Выходец из небогатой семьи, за свою жизнь побывавший во всех слоях общества. Сельская небогатая жизнь, потом шумный город, где роскошь и богатство граничили с банкротством, великосветские вечера и тихие прогулки в одиночестве, слава и забвение. Его жизнь была похожа на стремительный подъем и оглушительное падение. И удивительно то, что стимул писать так, как то подсказывало сердце, не покидал художника даже в периоды не слишком радужные и счастливые. Наоборот, как будто горе и беда отчетливее и гениальнее воплощались в его картинах.
Развитие таланта
Детство и учеба
Рембрант ван Рейн родился в семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене в 1606 году. Уже в 13 лет его отдали учиться к ленденовскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Так как информации о жизни и творчестве Сваненбюрха мало, неизвестно, как повлиял учитель на Рембрандта. Да и картин периода учебы у лейденского мастера не найти.
В своем родном городе Рембрандт не видел возможности учиться, поэтому в 1623 году, несмотря на некоторое недоверие со стороны семьи, уезжает со своим другом в Амстердам к довольно неплохому художнику Питеру Ластману обучаться живописи.
Питер Ластман (1583-1633) проходил стажировку в Италии, поэтому его видение живописи и рисунка кардинально отличалось от стиля Рембрандта: рисуя с натуры, Рембрандт не пытался изобразить все самое лучшее и приукрасить реальность, как делали Ластман и его ученики. Изображая женщину, тело которой являлось отражением ее тяжелой жизни, Рембрандт не приукрашивал увиденное и не создавал идеальное пространство, гармоничное и чистое. Он изображал женщину с той грубой и правдивой реальностью, от которой окружение невольно отшатывалось. В том числе и Ластман, который не мог понять, как это можно назвать искусством. Как и большинство художников, особенно тех, кто восхищался Италией и ее культурой, Ластман в своем творчестве пытался сделать прекрасное из уродливого, умело скрывая все недостатки человеческого тела.
Интересен случай, когда на очередном уроке живописи, к ним пришла натурщица – обыкновенная женщина-труженица, тело которой как будто во всех мельчайших подробностях рассказывало историю жизни. Естественно, ученики изобразили ее лучше, чем она есть на самом деле: нельзя изображать то, как все существует в мире, необходимо идеализировать, делать лучше. Рембрандт же, наоборот, изобразил ее практически такой, какая она есть, даже не стараясь где-то сгладить углы. Работа не понравилась ни учителю, ни ученикам.
Рембрандт понял, что пора двигаться дальше.
Нельзя сказать, что эти уроки ничего ему не дали: детальность в исполнении Ластмана стала визитной карточкой творчества Рембрандта: мало кто из художников так много времени отдавал на прорисовку одежды, украшений, предметов быта.
Он никогда не был в Италии и в других странах, в отличие от фламандских художников, которые черпали свое вдохновение работами Микеланджело, Тициана, Караваджо. Тем не менее, с живописью гениев итальянского Возрождения он был очень хорошо знаком.
Но его картины трудно сопоставить с шедеврами Возрождения. Он пошел по иному пути развития своего творчества. В его работах много голландского, того самого, простого и обывательского, реалистичного и неидеального.
Мастерская в Лейдене
В 1626 году Рембрандт со своим другом-художником Яном Ливенсом возвращается в родной город. Они открывают собственную мастерскую. Приходят ученики.
Рембрандт много и упорно работает. Создает многочисленные зарисовки и офорты (разновидность углубленной печати: на металлическую доску покрывают слоем лака, потом иглой наносят рисунок). Развивается в портретной живописи. Не имея заказов от жителей города, он без конца изображает отца, мать, братьев и сестру. И себя.
В этот период творчества Рембрандт интересуется изображением обычных людей голландского общества. Он изображает их без преувеличения, без фальши и искусственности. Изображение нищих, бродяг, бедных людей было популярно в XVII веке в период бесконечных войн, но картины Рембрандта отличались этим отсутствием изысканности и гротеска. Все так, как есть на самом деле. Люди абсолютно обычны и тем привлекательны.
В 1629 году в Лейден приезжает секретарь принца Оранского Константин Хейгенс. Приезжает отчасти из-за того, чтобы посмотреть, что есть интересного в этом Лейдене и какие картины тут можно приобрести, – Хейгенс был большим ценителем искусства. Якоб ван Сваненбюрх, тот самый первый учитель Рембрандта, посоветовал ему посетить мастерскую двух друзей-художников, потому что больше в Лейдене идти было некуда.
Константин Хейгенс был поражен. И сразу купил много картин Рембрандта.
Константин Хейгенс помог Рембрандту выбраться из тени Лейдена, установив связи с богатыми клиентами, интересовавшимися искусством. После этого в 1631 году он переезжает в Амстердам. Рембрандт чувствует, что готов создавать нечто большее, монументальное и гениальное.
Эта подготовительная самостоятельная ступень в творчестве Рембрандта – работа в собственной мастерской, поиски своего стиля, написание портретов и интерес к изображению простой и реальной жизни, – помогла молодому художнику поверить в свои собственные силы, определиться, что делать со своим талантом. Вдобавок ко всему, похвала и признание секретаря принца Оранского, который был восхищен талантом неизвестного художника, всячески способствовали его творческому успеху.
Слава и успех
Рембрандт живет в Амстердаме. Он богат и знаменит – каждый уважаемый и знатный бюргер хочет портрет кисти Рембрандта. И даже не очень знатный – портрет нужен всем.
Заказчики хотели видеть себя в портретах. Им не нужна была идеальность и четкость. При этом, для подчеркивания важности и знатности, большое внимание в портретах уделялось одежде и аксессуарам. Точное и детальное изображение украшений, атрибутике общественного положения или же профессии. То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами. Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту.
Урок анатомии
В Голландии групповой портрет был популярен. В общественной жизни бюргеров создавались многочисленные групповые организации, относящиеся к разным профессиям. И, естественно, все хотели сохранить в памяти состав своих участников.
Интересно то, как подходил Рембрандт к изображению групповых портретов. Он не выделял кого-либо из героев картины: они все находятся на одной линии. У него было стремление погрузить портретируемых в их среду обитания, предельно точную и детально описанную. То есть, важно было показать то, чем они занимались, поместить их в привычный интерьер, наделить картину теми предметами, которые бы как нельзя лучше описали происходящее.
Поэтому «Урок анатомии доктора Тульпа» принес Рембрандту небывалую славу и всеобщее признание.
Герои картины не смотрят на нас, они слишком увлечены тем, что происходит вокруг. Это реальная действительность, а не постановочное изображение: кто-то задумчив, кто-то удивлен, кто-то увлечен действием и не замечает ничего вокруг. При этом, каждому герою уделено максимальное внимание. А свет! Вот он свет, непонятно откуда светящий, тот самый, который каждый раз поражает воображение.
Саския ван Эйленбюрх
В 1634 году Рембрандт ван Рейн женится на Саскии ван Эйленбюрх – дочери местного бургомистра и адвоката Ромбертуса ван Эйленбурга.
Саския принесла в жизнь Рембрандта не только материальное благополучие, но и новый творческий порыв, желание писать больше и лучше. Естественно, заказов было много, денег было невероятное количество.
В 1641 году Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна.
Рембрандт начинает создавать свою собственную коллекцию произведений искусства. Внимательно изучает искусство Италии, особенно работы Караваджо. Экспериментирует со светом. И создает бесконечные картины с Саскией.
Саския. Любовь Рембрандта к ней полна нежности, искренности и страсти: в каждом движении, во взгляде и легкой улыбке, Ван Рейн черпал силы и вдохновение. Портреты Саскии - это чувственность образа Флоры, страстность и игривость в портретах, роскошь и богатство в каждой детали одежды и украшений.
В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.
Посмотрите, как со временем меняется передача изображения героев и атмосферы, как цвета заменяются томным светом, как богатое одеяние теряется, на первый план выступает реалистичность и романтическая эмоциональность. Присутствует некая тревожность в пейзаже. И колоритность, такая некричащая, а скорее таинственная.
В это время активной творческой деятельности (1631-1642) Рембрандт создал те произведения, которые входят в фонд мирового искусства. После этого бурного всплеска известности и признания, счастливой семейной жизни, покупки дорогого дома и большой расточительности, карьера Рембрандта, как и его жизнь, стремительно несется вниз.
«Ночной дозор» и закат популярности
В 1642 году умирает Саския. И в этом же году Рембрандт заканчивает картину «Ночной дозор», которая как бы знаменует окончание его творческой карьеры. Именно карьеры, а не пути, так как Рембрандт продолжает создавать произведения искусства. Просто они больше не восхищают и поражают общество.
Общество требовало чего-то другого, похожего на искусство других стран. Оно хотело барокко с бурными эмоциями и монументальными произведениями, идеально созданными отполированными портретами. Общество смущалось при виде слишком реалистичного изображения, не понимало такое углубленное изучение света в противовес яркому цвету, ему было непонятен интерес к простому и обыденному. Рембрандт разрывает связь с высшими кругами буржуазии, он становится отшельником в мире искусства.
«Ночной дозор». Картина, написанная по заказу амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга. Групповой портрет. Казалось бы, что не так? А не так оказалось все, по мнению публики.
Дело в том, что эта картина мало похожа на групповой портрет, на тот, который ожидали увидеть заказчики. Это скорее сюжетная картина, где происходит какое-то действо, в которое вовлечены все изображенные. Рембрандт хотел показать коллектив людей, увлеченных своим делом, людей, сплоченных вместе и вместе переживающих какое-то событие. Это целая история, разворачивающаяся на наших глазах. Кроме того, художник изобразил посторонних людей на групповом портрете стрелковой роты, для того, чтобы добавить в картину реалистичности.
Заказчики были поражены и оскорблены. Кто-то вообще не мог найти себя на картине в изображенной толпе. Все ожидали совершенно другого от гениального художника. Никому не нужен был реализм, действие, сюжет и потрясающая передача света. Необходимо было просто изобразить однотипный групповой портрет, где все с каменными лицами смотрят вперед, где идеальность встает на пути у естественности, где холст как будто отполирован, а не испорчен густыми резкими мазками. Все ожидали совсем не того.
Слава Рембрандта меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.
Последующие годы творчества и последние годы жизни
Во второй половине 40-х годов Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.
После смерти Саскии, которая познакомила Рембрандта с высшим обществом, где главная ценность была роскошь и богатство, он начинает отходить от изображения такого мира, отдавая предпочтению простым сюжетам, «низшим» жанрам.
Часто обращается к теме интерьера и быта. Можно сказать, что в этот период творчество Рембрандта очень «голландское», если вспомнить о малых голландцах. Даже библейские и евангельские сцены он дополняет обыкновенной реальностью, бытовыми деталями.
В 1650-е годы вновь обращается к изображению портретов. Но эти портреты отличаются от его ранних работ: простота и передача внутренний переживаний человека приходят на смену детальному изображению атрибутики и одежды. Репрезентативность и величие отходят на второй план. Мы смотрим на человека, которому есть что рассказать без внешнего блеска.
В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.
В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде, суд требовал, чтобы Хендрикье прервала свои отношения с художником. Это было неприемлемо – Хедрикье на тот момент была уже беременна – жить вне брака. Но она осталась. И родила Рембрандту дочку.
Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, во многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.
Саскию, которую Рембрандт обожал, он писал в богатых и пышных одеяниях, дорогих украшениях. Иногда создавал мифологические картины с ней. Не было подчеркнутого одухотворённого образа – это были страсть и чувства, обожание и восхищение.
Но это была Саския. Портреты Хендрикье просты, это, скорее, благородство и истинная добродетель, не требующая пестроты и роскоши. Нет нарядов, украшений, томных и чувственных взглядов. Как будто спокойствие и умиротворенность пришли в жизнь художника.
В 1661 году Рембрандт пишет групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Банкротство, неспособность содержать семью, острая нужда в деньгах заставили Рембрандта написать картину так, как того требовали заказчики. Совсем другая история, нежели с «Ночным дозором». Тем не менее, даже здесь художник проявил мастерство и индивидуальность в создании портретов.
Кажется, что героев картины кто-то потревожил, поэтому они должны на секунду отложить свои дела и посмотреть на нас. Они очень увлечены тем, чем занимаются. Каждый персонаж тщательно прорисован и узнаваем. Это люди, полные достоинства и преданности тому, что делают, они не сливаются в коллективном портрете, каждый из них – личность, отдельный мир со своими мыслями и поступками. И конечно же, невероятный колорит. И красота скатерти на столе, которая привлекает наше внимание.
Наконец, картина «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников на тему возвращения блудного сына (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки), но изображение этого сюжета отличается от работы Рембрандта. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать это. Много внешних атрибутов, ярких красок, каких-то символических деталей, на которые мы обращаем внимание.
Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец. Лиц практически не видно. Красноватые и золотые оттенки, едва узнаваемые, темноватые. Густые мазки красок, никакой гладкости и четкости.
И опять тот свет, начало которого мы не может найти. Как будто изнутри светятся персонажи. Физического источника света нет.
Сын Рембрандта, Титус ван Рейн, умер в 1668 году. Ему было 26 лет. И кажется, всю свою боль и тоску о любимом сыне Рембрандт передает на картине. Это невероятно грустное, темное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.
Говорить и рассказывать о Рембрандте можно долго. Картины его нужно смотреть и изучать, проникать в суть. Вглядываться в глаза портретируемых, рассматривать детали одежды, находить скрытые смыслы для себя. И постоянно восхищаться талантом.
Не хватит одной статьи, о нем надо много писать и его надо много смотреть. И помнить, что в XVII веке жил такой голландский художник, который изменил развитие живописи, показал миру, как можно писать по-другому, не следуя за модными тенденциями. Как сохранять свою индивидуальность и развивать талант тогда, когда он больше никому не нужен.