Найти тему
Учитель в бизнесе

С-самостоятельность: "Да я не захотел на ОБЖ, вот - решил потренироваться". Кто, кого, куда должен отпускать?

Гуляю сегодня с утра по парку. Весна, погода - шепчет. На самом деле я давно планирую по утрам бегать, но пока не раскачаю себя на это - просто прогулочным шагом хожу по дорожкам. Смотрю на детской площадке крутятся двое ребят. А время-то школьное. Часов девять утра, середина первого урока. Думаю: "Наверное дачники приехали уже на майские", но путь свой скоординировала, направилась прямиком к ним. Посмотрю, кто это - лишним не будет.

До пандемии я как раз работала в нашей деревенской школе, детей знаю, ходим - здороваемся друг с другом. В школе остались коллеги, к которым я прихожу в гости с теми или иными вопросами образования и воспитания, собираем микроконсилиум, обсуждаем планы развития посёлка и детей в нём. Подхожу к этим и вижу - да, наши. Асадбек и Ванечка. Спрашиваю:

- Какой сейчас урок? Что вы тут делаете?

- Да у нас ОБЖ сейчас, я не захотел на него идти, лучше потренироваться, вот мы тут тренируемся.

Картинка из личного архива
Картинка из личного архива

Ну тренировок -то я особо у них не видела. И что такое тренировки, прекрасно знаю, это интенсивная работа без остановок разных групп мышц на разных снарядах за определённый интервал времени. А у них какое-то праздное шатание, разговоры и вытаскивание большого ствола дерева из запруженной канавы. Я аж обомлела от такой наивности. То есть он, двенадцатилетний мальчик, думает, что я такая: "Ах, да, тренировки, ну да, это "дгугое", это святое, можно и на ОБЖ не ходить!" и такая тут же отойду в сторону. Наивные.

- Так, взрослыми что ли стали? Ну-ка сумки в руки и марш в школу! - командую я. - За вас сейчас отвечает классный руководитель, проблемы будут у неё, проблемы будут у директора и конечно же будут разбираться с вашими родителями, почему вы тут решили тренироваться без их ведома, вам это надо?

Молча собирают тренировщики свои вещи и бредут к школьной калитке. Эпичность всей этой истории в том, что школа находится в парке, в 15 метрах от площадки, где дети собрались прогуливать ОБЖ, чётко под окнами за небольшой группой деревьев. А по периметру школы ещё и камеры висят и все их перемещения пишут. И хорошо, что пишут. До кучи, сообщаю мальчикам, что их прогул зафиксирован на камеру. Вот не понимаю, напугала я их этим или предупредила, и они прогуливать в следующий раз уйдут куда-нибудь в лес?

Честно говоря, я постоянно сталкиваюсь с такой наивностью подростков. Урок, начало. Приходит Витечка и говорит: "А меня Алина Евгеньевна отпустила с вашего урока к ним на физкультуру." Или Настенька: "А отпустите нас 20 человек на репетицию в коридор прям рядом с вашим кабинетом, нам надо танец отрепетировать". Вот они серьёзно что ли? Прикалываются что ли? Да, конечно, если какая-то там Алина решила его отпустить с чужого урока, естественно все должны подчиняться. Вот захочет меня на работу в Гаспром начальник Селихозхозяйства отправить, не надо этому противиться, что вы! На меня давно Газпром виды имеет. Так и тут. Ну раз Алина сказала, стало быть - подчиняемся и машем. И да, пусть репетиция проходит громко и с музыкой у меня под дверью, можно даже топать и подпевать. Урок свой я жестами проведу. Испанскими. (Сарказм)

Картинка из личного архива
Картинка из личного архива

Особенно феерично, когда приходит их классный руководитель и говорит: "Пусть они тут в коридоре порепетируют тут рядышком, а я пойду, ладно?" Что я говорю в таких случаях? На удивление одно и тоже:

Детям:

"У меня нет полномочий кого-то куда - то отпускать. Контролирует ваш образовательный процесс завуч и классный руководитель. Или к одному или к другому обращайтесь. У меня урок, я его веду, у меня нет обязанностей кого-то куда-то отпускать и там за ним следить."

Взрослым (да, на удивление, приходится объяснять это взрослым):

"Кто взрослый будет с ними находиться, пока они будут репетировать? Я - не буду, у меня урок. Если завуча предупредите, или сами будете контролировать процесс, как классный руководитель, то это уже ваша ответственность. Я не имею права решать такие вопросы: кто будет находиться на моём уроке, кто - нет."

А потом все удивляются, почему с детьми ЧП случилось. Вот по этому. Наивные слишком. Инстинкт самосохранения отсутствует напрочь. И понимания зоны ответственности нет. Иногда на удивление, нет этого понимания и у взрослых.