В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой…
Сегодня 9 мая 2021 года – 76 лет со Дня Победы. Чем дальше этот день уходит в историю, тем больше появляется желающих переписать историю. Выборочно вытаскивают на свет документы, не стесняясь редактируют их, трактуют в выгодном для кого-то ключе.
Акт о капитуляции Германии сначала был поспешно подписан без СССР 7 мая во Франции (вступил в силу 8 мая), но по требованию Сталина второй раз капитуляцию приняли именно в Германии в предместье Берлина в Карлсхорсте 8 мая (вступил в силу 9 мая). Вот поэтому сейчас Европа празднует День Победы 8 мая, а Россия отмечает День Победы 9 мая.
Печально, но историю страны не знают даже те, кому 20-30 лет, а ведь не так уж много времени прошло со дня окончания Второй Мировой Войны (Великой Отечественной Войны).
- Вы знаете, что такое Курская дуга?
- Куршская коса?
- Нет, Курская дуга.
- Ну-у, это… как магнитная аномалия…
Кто такой Говоров, Карбышев, Сафонов, Маринеску, Раскова, Гастелло – дай Бог, если один из тысячи сможет кого-то из них вспомнить.
День Победы. Он начался в 4 часа утра 22 июня 1941 года и тянулся долгих 4 года. Долгих четыре года ценой жизней армия и труженики тыла шли к победе.
Прошло 76 лет со дня официального окончания войны, но до сих пор поисковики находят и перезахоранивают останки бойцов, кого-то вносят в списки погибших, но не всех удаётся идентифицировать (нет документов, не удалось прочесть запись в смертном медальоне, а то и медальона нет)…
Уже осыпавшиеся, поросшие травой, кустами и деревьями позиции. Прошёл полсотни метров и ходы сообщений, окопные ячейки, воронки от бомб и снарядов.
Окоп на высоте. Поисковики наткнулись на останки, откопали. Один солдат в каске РККА, рядом разбитая «трёхлинейка» и сапёрная лопатка, другой – в немецкой каске и ремень с пряжкой «Гот мит унс». Рукопашная. Бок о бок легли завоеватель и защитник своей земли, оба не дожили до дня окончания войны.
Был ли этот Ханс или Хельмут таким уж фашистом? Скорее нет, его, как «пушечное мясо», послали на убой политики во исполнение своих амбиций – «Дойчланд юбер аллес!». И где-то в Германии родственники получили известие – «Пропал без вести», а значит никаких выплат, как за погибшего. Им внушили, что они сверхчеловеки. Los (судьба). Вот и откапывают поисковики немецкие ЛОЗы (жетоны) с номерами на останках бывших «сверхчеловеков». Ни имени, ни фамилии, только номер. Как сами немцы называли этот жетон-личный знак - Hundemarke (собачья метка).
После 1942 года большинство немцев поняло, что война с СССР, это не лёгкая прогулка по Европе. Дай им волю, так они бы с удовольствием вернулись домой, и мечтали бы забыть об этой войне, как о самой страшной странице в своей жизни. Нет! Время не настало! Им предстояло испить свою чашу до дна!
Осыпавшийся блиндаж. Что там или кто…? Сколько ещё мест, куда не добрались поисковики? И лежат там безымянные, без вести пропавшие воины, отдавшие свою жизнь за этот День Победы.
76 лет. Земля не выдерживает и исторгает железо войны, даже копать не надо. Молодые деревца прорастают и вздымают над землёй старые каски, осыпавшийся берег речушки обнажает станину пулемёта Максима, ржавый ствол МГ или ППШ, осыпи стреляных гильз и обоймы не расстрелянных патронов... То ли земля не выдерживает носить в себе всё это, а может, выносит для памяти, что такое война, чтобы не забывали, помнили павших, помнили, какой ценой достался мир.
По всей стране, где шли бои, встречаются памятники танкистам, лётчикам, артиллеристам, подводникам…
В подмосковных Химках, на рубеже, где остановили немцев, стоит памятник всем - противотанковые ежи.
При въезде в Брянск стоит памятник водителю войны с легендарными полуторками - "Воинам-водителям". И по праву! Под огнём они доставляли на передовую боеприпасы, а обратно раненых. Регулярно бывали на передовой, а в боях вроде и не участвовали. А чего стоила Дорога жизни через Ладожское озеро. Награды – больше медали, орден – крайне редко! Какой там Герой Советского Союза…
Проезжающие водители салютуют им протяжными сигналами клаксонов.
Сапёрные войска – кто-то разминировал проходы перед наступлением, кто-то минировал и подрывал, а кто-то наводил переправы. Минёр на виду, а вот мужик с топором, наводящий переправу под бомбёжкой или артобстрелом – стройбат по-нынешнему, где-то там – неведомый, неприметный.
Не буду делить людей на героев и не очень, не буду мужика с топором сравнивать с лётчиком или танкистом – они воевали и рисковали жизнью, каждый на своём месте.
Вы не встретите памятник военврачу или санинструктору, авиатехнику, сапёру, да и целому ряду других, но это и не важно – их помнят, помнят всех. Нет памятников труженикам тыла, которые точили снаряды, выпускали орудия, танки, самолёты, шили одежду и обувь, растили и собирали хлеб… У станков стояли дети, которым учиться бы да играть, то же и на колхозных полях… Всё для фронта, всё для победы!
День Победы.
Для них, прошедших войну, это был праздник - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
День Победы порохом пропах.
Это праздник со слезами на глазах!
Для нас 9 мая – День Памяти и Скорби!
Низкий поклон тем, кто ещё жив и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ павшим, тем, кого уже с нами нет!
(В материале использованы фото автора)