Благодаря упражнению возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению уничтожаются другие состояния сознания. – Будда Гаутама
Мы знаем, что Б.К.С. Айенгар очень серьезно относился к йоге. В книге воспоминаний мадемуазель Перец (2012) ему приписываются слова “Мои родители не были святыми. Я не должен был заниматься йогой”. Миллионы людей занимаются йогой, в том числе и последователи Айенгара. Значит ли это, что родители всех этих людей были святыми? Айенгар видел тут связь.
Я люблю принципы йоги Айенгара, но некоторые детали сопутствующей идеологии представляются мне отталкивающими и вредными. Йога 20-го века всегда поставлялась в комплекте с идеологией. С одной стороны, йога Айенгара якобы основана на Йога-сутрах и, следовательно, обязана развивать в последователях проницательность, ключевое ментальное качество согласно сутрам. С другой, учение Айенгара нагружено противоречиями.
Это как бросить монетку. Если мы действительно занимаемся по сутрам и развиваем проницательность, то мы увидим рано или поздно все внутренние противоречия и не сможем мириться с ними. Если мы не увидим противоречий, а они есть, значит, мы занимаемся не йогой Патанджали. Третий вариант: в йоге Айенгара нет противоречий – монетка осталась висеть в воздухе. Давайте разбираться.
Как мы выяснили вначале, Б.К.С. был настроен относительно йоги самым серьезным образом. Значит, слова гуру (Шри Тирумалая Кришнамачарьи) были для него законом. Гуру сказал, что его физкультура была основана на древнем (5000 лет) трактате вечных йогов (Йога Курунта), который, к сожалению, существовал в единственной копии, и эта копия буквально рассыпалась в пыль у гуру в руках.
Тут нужно отступление. Факт, что Йога Курунты никогда не было, давно уже не секрет. Сам Кришнамачарья под конец жизни говорил об этом трактате с усмешкой (см. воспоминания Шри Рамасвами). Кроме того, Кришнамачарья менял свои показания о содержимом Йога Курунты на протяжении жизни (см. Десикачар, 2005). В двух своих книгах Кришнамачарья даже не указал Йога Курунту в списке литературы. Ладно, ну придумал. Но при чем тут Патанджали вообще?
В таких историях имя Патанджали используется в качестве талисмана, который обеспечивает авторитет и легитимность радикально гимнастическим практикам асан, которые доминируют в современной йоге.
– Синглтон, 2010.
Вообще непонятно, если честно. Есть воспоминания одного ученика, записанные якобы со слов Кришнамачарьи (Хастам, 1985): трактат Йога Курунта объединял в себе 1) систему прыжков аштанга йоги мудреца Ваманы, 2) йога-сутры и 3) комментарии Вьясы.
Намедни удалось наконец точно датировать йога-сутры 4-6 веком нашей эры (Вужастик, 2018). То есть их возраст примерно 1500 лет. А Йоге Курунте якобы было 5000 лет, когда Кришнамачарья ее нашел. Поняли прикол? Как ни поверни все эти несопоставимые факты и слухи, получается, что в учении Кришнамачарьи времен Майсора (1931—1947) Йога-сутры не играли никакой роли.
Вернемся к Б.К.С. Он и вся его семья были заложниками его рода деятельности. В интервью Б.К.С. вспоминает, что ему было уже под 40 (середина 1950-х), а он все еще разъезжал на велике через всю Пуну, чтобы провести единственное занятие и наскрести денег семье на ужин. “Что дальше?” – думал будущий великий гуру (его собственные слова).
И тут потянулись европейцы и показали путь выхода из бедности. Но европейцы задают вопросы. Мадемуазель Перец приехала к Айенгару по рекомендации скрипача Иегуди Менухина в 1959 г. Айенгар стал ее учить, но у нее постоянно возникал вопрос: если йога – медитативная практика на основе Йога-сутр, почему мы занимаемся гимнастикой? Айенгар должен был, с одной стороны, удовлетворительно ответить на вопрос, с другой – сохранить интерес Перец к своей гимнастике.
Вероятно, нелепость, записанная Перец в 1959 году, была первой попыткой Б.К.С. рационализировать теоретическую составляющую учения Кришнамачарьи так, чтобы ее можно было передать ученику, который пришел не из индийской культуры. Получилось хреново. Эти слова Айенгара не соответствуют истине, что легко проверить, и он должен был это знать:
В другом месте Патанджали приводит больше поз.
Сорян, Гуруджи, мы знаем, что такого места нет.
Повторюсь. Я допускаю, даже уверен, что сам Айенгар никогда не задавал такого вопроса Кришнамачарье. Если вы знаете отношения в индийской йога-среде, вы сможете это понять. Как учитель сказал, так оно и есть. Слова гуру не подлежат анализу и проверке. Если ты видишь в них противоречие, проблема в тебе. “Ты еще не дозрел, если думаешь самостоятельно,” – такое отношение прививают индийские гуру.
Тем не менее очевидную нелепость надо было исправлять. В 1962 году за Айенгаром, в частности, числится такое изречение:
Медитация – это состояние единства с самим собой. Если женщина готовит и полностью погружена в процесс, это медитация… Никогда не знаешь, когда с тобой случится медитация: она набрасывается на тебя. Нельзя сказать, “Я буду медитировать”. Медитация – это не работа по воссоединению, это само единство…
В 1964 году:
Когда активный мозг становится пассивным, а пассивный – активным. Это медитация. Медитация непознаваема. Познаваемое не может быть медитацией, поскольку познаваемое внедряется в качестве объекта и мешает субъекту занять позицию субъекта (опыта).
Также в 1964:
...Люди пытаются сконцентрировать (внимание) и считают, что медитируют. На самом деле они не делают ничего. Это просто пустота, они не присутствуют везде одновременно. Однако, если вы поранили палец или вас укусил комар, вы реагируете, следовательно, в пальце тоже есть Разум, Жизнь и Бытие.
В 1971 году:
Пока тело не стало крепким, медитация невозможна, поскольку движения тела приводят интеллект в волнение.
Да-с. Если у вас еще не кружится голова от бессмысленности этих четырех цитат, представленных рядом, то я щас помогу раскрутить. Кухарка за готовкой может медитировать (хотя ей необходимо при этом двигаться, а процесс готовки познаваем). С другой стороны познаваемое не может быть медитацией. С третьей стороны люди, которые сидят без движения, не могут медитировать, потому что они бездельничают. Но медитация возможна только при полной неподвижности.
В качестве небольшого отступления: и состояние единства с самим собой, и состояние просто пустота, и состояние присутствие везде одновременно описаны Буддой Гаутамой как разные состояния медитации. Так же медитация может проходить как на познаваемом уровне, так и на непознаваемом. Можно медитировать, пребывая в “просто пустоте”, можно медитировать, “присутствуя везде одновременно”.
В Пали каноне есть весьма детальные описания множества состояний медитации, в том числе и эти четыре. Более того, есть указание медитировать и сидя, и лежа, и в движении. Таким образом, утверждения Айенгара бессмысленные не только в сравнении друг с другом, но и сами по себе.
Есть предположение (не мое), что Б.К.С. страдал синдромом Туретта. Все отмечали нечеловеческую скорость и внезапность его движений (“Он был очень быстрым учителем” – Мелони, 2021). Если это действительно так, можно понять и его антипатию и раздражение по отношению к медитантам, которые “сидят и ничего не делают”, и множество рассуждений, как сложно заниматься пранаямой, потому что это "пассивная практика".
От себя могу парировать: последователи Айенгара часами принимают позы, но при этом не делают ни черта. Ни одна асана не запитала даже 40-ваттной лампочки.
Еще одно соображение. Мир на запад от Индии живет в рамках философского мировоззрения, которое опирается на логику и доказательства. Индусы же продолжают булькать в мифологической реальности и полагаются на эмоционально-ассоциативное восприятие мира. В мифологической реальности две противоположные точки зрения не исключают друг друга. Но наше коллективное мировоззрение – философское.
В философском мировоззрении только одно из взаимоисключающих заявлений может быть истинным. Одни люди проводят полжизни в медитации, следуя предписанным техникам. Другие говорят, что медитация – это редкое состояние, которое может наступить только случайным образом. Для индуса тут нет противоречия, а для человека западной культуры оно есть.
Заключение. С одной стороны, Айенгар был лидером секты и в ее рамках мог писать законы, как хотел. Он сказал: не медитируйте сидя, а только в триконасане, а вы соглашаетесь или идете лесом без следующего сертификата. Однако его нелепые утверждения о медитации глобальны в рамках философского мировоззрения.
Миллионы людей, следуя учениям, некоторые из которых в десятки раз старше йоги Айенгара, используют техники медитации, чтобы достигнуть состояний медитации. Для миллионов людей медитация – это и техники, и состояния. Повторяя необдуманные или коммерчески обусловленные слова Айенгара, вы выглядите высоколобыми болванами. Не позорьтесь.
Предложение такое: давайте будем реалистами. Современная жизнь во многих отношениях не сахар: у нас нет уверенности в завтрашнем дне, цели нашего существования сомнительны, ориентиры расплывчаты. Зато наш доступ к информации почти безграничен. Интернет делает нас всеведающими.
У йогов-гимнастов 20-го века хорошо получалось выполнять асаны и учить других, как выполнять их. Это не дает им авторитета в вопросах медитации. Если вас не интересует медитация и вы об этом ничего не знаете, хорошо бы о ней помалкивать (привет, Дэвид Мелони). Но если вас интересует медитация, обращайтесь к авторитетам. Вы ведь не ищете инструкций к ширшасане в учении Будды.
__________________________________________________________________________________________
Никогда не знаешь, когда с тобой случится медитация: она набрасывается на тебя. Нельзя сказать, “Я буду медитировать”.– Б.К.С. Айенгар
Что касается... отшельников и браминов, которые говорили: "Без причины и без основания возникают и уничтожаются у человека состояния сознания", то они неправы с самого начала. Отчего же это? Ведь по причине и с основанием возникают и уничтожаются состояния сознания; благодаря упражнению возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению уничтожаются другие состояния сознания. – Будда Гаутама
__________________________________________________________________________________________
Медитация – это состояние единства с самим собой. Медитация – это не работа по воссоединению, это само единство… – Б.К.С. Айенгар
...монах, подавив устремленный рассудок и углубленное рассуждение, достигает второй ступени созерцания – несущей внутреннее успокоение и единство в сердце, лишенной устремленного рассудка, лишенной углубленного рассуждения, рожденной сосредоточенностью, дарующей радость и счастье, – и пребывает в ней. – Будда Гаутама
__________________________________________________________________________________________
Познаваемое не может быть медитацией, поскольку познаваемое внедряется в качестве объекта и мешает субъекту занять позицию субъекта. – Б.К.С. Айенгар (честно говоря, это такой бред, что даже непонятно, как возразить)
Когда он видит себя отказавшимся от этих пяти преград, в нем рождается удовлетворенность, у удовлетворенного рождается радость, от радости в сердце успокаивается тело, успокоившиеся телом ощущает счастье, счастливый сосредоточен в мыслях. – Будда Гаутама (медитация и есть познание)
__________________________________________________________________________________________
Это просто пустота, они не присутствуют везде одновременно. – Б.К.С. Айенгар
И далее, Поттхапада, монах, всецело преодолев уровень бесконечности разумения, достигает уровня отсутствия чего бы то ни было и мысля: "Не существует ничего", пребывает на нем. – Будда Гаутама
__________________________________________________________________________________________
...в пальце тоже есть Разум, Жизнь и Бытие. – Б.К.С. Айенгар
Кроме того, монах пересматривает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот тело, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". – Будда Гаутама
__________________________________________________________________________________________
...медитация невозможна, поскольку движения тела приводят интеллект в волнение. – Б.К.С. Айенгар
Кроме того, (1) когда монах идёт, он распознает "иду"; (2) когда он стоит, он распознает "стою"; (3) когда он сидит, он распознает "сижу"; (4) когда он лежит, он распознает "лежу", или какое бы положение ни занимало тело, он распознает это... И таким образом монах пребывает, отслеживая тело как тело. – Будда Гаутама