Знаете, как проверить, что ребёнок уже отделил себя от окружающего мира, а точнее, свое Я от Я всех остальных? Это происходит между 3 и 4 годами. Эксперимент прост. И мы его с трехлетней дочкой Варей провели.
Берёте ребёнка (испытуемого), заходите с ним в комнату. Потом в эту комнату заходит кто-то ещё. У нас это был папа. В руках держит, например, куклу. Кладёт на стол. Уходит. Дальше важно, чтобы испытуемый внимательно смотрел. Вы перекладываете куклу куда-то, допустим, в коробку. Спрашиваете ребенка, где, по мнению папы, кукла. Если ребёнок говорит, что в коробке, то ещё не осознает сове Я. Если говорит, что на столе, то все, для ребёнка Я - это Я, а папа - это отдельный, сам по себе папа. На Варе опробовали. Результат: испытуемая мух от котлет уже отделяет)))
Кстати, не забудьте, что вместе с самосознанием приходит и кризис 3 лет, да-да, тот самый, когда ребенок хочет все «сам». Первый опыт отделения от значимого взрослого. У нашей Вари прямо сейчас во всем цвету. Выдает всякое:
«Мама, дети должны жить с родителями, а ты опять уезжаешь!» - сказано в момент, когда мама (то есть я) наносит макияж и собирается на встречу.
«Папа, я немного маленькая, немного большая. Вот когда я хочу сладенькое, я уже большая (точнее, это произносится «босая»), а когда вы говорите, что пИсать надо в горшочек, я сразу становлюсь маленькая», - протест против горшка, хотя давно с ним знакома, прощупывает границы дозволенного. Из этой же серии, «кушать хочу с мультиком», «рыбу поем за сладенькое», протесты, протесты, протесты. Мы, кстати, не особо ведемся. Все зависит, как говорится, но порой я прямо включаю мать-ехидну. Ну как ехидну… Варе, видимо кажется, что я включаю бестолковую мать, и говорю, как в анекдоте: «Нету ножек – нету мультика». Другими словами: «Ладно, не ешь, иди смотри мультик, поешь потом, но никак не с мультиком вместе», «Эх, жалко, и рыба пропадает и сладенькое…» Что касается горшка, тут мы все осторожничаем, тонкая тема, не давим никак.
«Я вас вот так люблю. Сначала маму, потом папу, потом Ававку (это не собаку, это Ярославку), потом бабу и деду, потом Арчи (это уже собаку)», - тут я обычно просто растекаюсь, мурлыкаю, балдею в общем. Вполне справедливая иерархия, на мой взгляд. На взгляд остальных – не очень.
«Если вы мне не дадите «сосачку», я на вас на всех обижусь», - топорная такая манипуляция, но понимает, что ресурс (сосачка) у нас, а чувство обиды – у нее. В такие моменты мы обычно говорим, что это, конечно, очень печально, остаться без сосачки, действительно легко обидеться.
«А у нас же были «сосачки»? А мы уже обедали? Нееет? А когда?» - это уже тонкая, намекающая манипуляция, но и ничего особо не требующая от нас.
«А я не хочу делиться!» Сложный момент. Знаю, что у других может быть иное мнение. Я обычно рассказываю, что вообще делиться хорошо, но, если в моменте ребенок делиться не хочет, я ни в коем случае, не давлю. Это прекрасно! Не то, что делиться не хочет (она позже все равно возьмет в пример модель поведения нашу, родителей). Прекрасно, что это показатель. Ребенок понимает, что эта вещь ее, а та не ее, и что она имеет право на свою вещь.
«Мама, я не хочу, чтобы ты всех любила, хочу, чтобы только меня», - ну это не требует объяснения. Но и что тут сказать, я обычно не знаю. Вот буквально обнимаю Варю, чтобы она не заметила, что я тупо хлопаю глазами.
Расскажите, а как вы справляетесь / справились с кризисом трех лет?
Вас что-то вгоняло в ступор?
Есть ситуации, в которых до сих пор не понятно, как поступать?
Истерики? Что делаете / делали? (истерики у ребенка, я имею ввиду, не у вас, про вас понятно – идти пить Просекко, что еще делать?)
Поделитесь лайфхаками выхода из сложных ситуаций, ответов на сложные вопросы.
Еще я пишу о травле. Заказать книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно тут.