28 апреля в час дня в Выставочном центре Серпухова начался круглый стол, посвящённый 80-летию Народного ополчения. Отчёт можно почитать на сайте Серпухова, но я тут опишу свои впечатления, так сказать, репортаж с места событий.
В выставочном центре открыта выставка, посвящённая ополчению:
Открыл конференцию Александр Новиков. Он говорил о том, что у молодёжи есть запрос на тему войны, защиты и обороны Москвы и Подмосковья, рассказывал о том, как непросто приходилось заниматься историей НО, что был момент, когда практически не вспоминали о тех людях, которые отдали свои жизни во время тяжелейших кровопролитных боёв. Но сейчас ведётся большая работа и память об ополченцах всё больше фигурирует в новостях.
Александр Новиков рассказал истории конкретных людей и как было принято решение заниматься историей ополчения и серпуховичами, входившими в дивизии: через Кремёнки, через библиотеку Протвино были восстановлены имена и принято решение создать Фонд исторической памяти.
На конференции было сказано, что улица Народного ополчения в Серпухове названа так в 1967 году. На конференции присутствовала и председатель совета ветеранов, которая ещё в далёком 1999 году открывала на Малеевом поле знак памяти, просто камень, тогда ещё не было стелы.
Дальше слово для выступления взяла Анна Юрьевна Дрожжина, член правления и координатор РОО по содействию и сохранению памяти народного ополчения. Анна Юрьевна, внучка ополченца второй дивизии Сталинского района Москвы:
Анна Юрьевна рассказала об истории организации народного ополчения, показала на слайдах и картах, где дислоцировались 1 и 2 дивизия НО, которые обороняли Серпухов, рассказала о тяжёлых днях боёв под Вязьмой, об окружении, когда дивизии практически были разбиты, но задержали противника на несколько дней, о прорыве котла 13 октября 1941 года.
3 июля по радио выступил Сталин с призывом записываться в ополченцы. В Серпухове был сформирован батальон. На поезде батальоны из разных подмосковных городов приехали в Москву, где они были распределены в части дивизий ополчения.
Анна Юрьевна рассказала и о музее 2-ой дивизии НО, расположенной в школе 1362 г. Москвы, пригласила в него всех неравнодушных. Музей основан давно, интерактивно переоборудован, содержит более 150-ти экспонатов. Также Анна Юрьевна рассказала о Богородицком поле и Парке памяти защитников Москвы.
Также Анна Юрьевна рассказала о музее 1-ой дивизии Народного ополчения, который располагается в школе 1561 (директор музея Паршин И. А.)
Следующий доклад делала Муждабаева Людмила Егоровна. Она рассказала конкретно о народном ополчении Серпухова.
Людмила Егоровна рассказала о серпуховичах. Две тысячи серпуховичей ушли из Серпухова, это всё люди непризывного возраста. Самому старшему ополченцу Архипову Сергею Ивановичу был 61 год, он пропал под Вязьмой. Людмила Егоровна упомянула газету "Коммунист", где публиковалось много статей. Она показала 8 писем учителя математики Владимира Александровича Пятикрестовского 5 (13) школы Серпухова.
Людмила Егоровна рассказала, что письма передала краеведческому музею Загорска дочь Пятикрестовского Нина.
Письма - уникальный документальный материал, характеризующий обстановку, атмосферу и быт того времени. "Продолжаем жить в лагере..." - писал Пятикрестовский . 15 июля 1941 года он мог бы пойти на комиссию, но не пошёл. Ирина Егоровна рассказала о кадровых военных, командирах ополченческих рот - лейтенанты были из Ярославского и Вышневолоцкого пехотных училищ, именно пехотные курсанты, молодые ребята 19-22-х лет.
Из писем становится ясно, что 1 рота, 1 взвод 3 отделение, куда был зачислен Владимир Александрович, находилась в школе Сталинского района. Командиром роты, писал ополченец Пятикрестовский, был у них Литвинов. 13 июля выдали обмундирование: брюки, ботинки, винтовку. "Кружка у меня тёти Лизы", пишет Пятикрестовский. Автор писем рассказывает о перемещениях, об обучении, как его направили в артиллеристы, и поэтому он пропустил обучение по сбору и разбору винтовки, потом всё-таки Владимира Александровича перевели в стрелки, он научился стрелять, но пишет, что сомневается, что сможет попасть в цель...
Людмила Егоровна показала фото командиров, которые руководители ополчением. В том числе она заметила, что политрук вышел из окружения в штатском, порвал партбилет. И никто, заметила Людмила Егоровна, не репрессировал его - просто перевели на хозработу. Ситуация сложная, говорила лектор, никто не в праве осуждать, неизвестно, как поступили бы мы в этой ситуации...
Следующим докладчиком выступила Надежда Михайловна Бакатура, сотрудник Центральной городской библиотеки города Протвино. Надежда Михайловна рассказала, что город Протвино хоть и построен после войны, но строился он на местах боёв, поэтому есть братские могилы, мемориал, целый комплекс, архитектурный ансамбль, посвящённый 49-ой дивизии, которая воевала на территории Протвина.
Надежда рассказала об экскурсиях, которые устраиваются на Малеево поле. Надежда рассказывает школьникам о Первой дивизии НО и 60-ой стрелковой.
- Дети, - сказала Надежда Михайловна, - сами знаете: непоседы, кто-то слушает, кто-то нет. Но на поле такая атмосфера... Там удивительная тишина, а если пройти на середину - то глубочайшая.
Надежда поддерживает связь, координирует и аккумулирует работу со всеми инициативными группами и фондами, а также с конкретными людьми. Она потрясающий оптимист и делает очень много для увековечения памяти воинов, павших в боях Серпуховского и Тарусского районов.
Дальше наверное было самое главное и самое важное для меня выступление.
Прошлым летом мне позвонила Ирина Яковлевна из деревни Шатово, она спрашивала о списках ополченцев 1-ой дивизии НО. Но ничего конкретного сообщить не получилось лично мне, так -- что-то рассказать...
Ирина Яковлевна Воложанцева и её муж Николай Валентинович Воложанцев проделали за год просто титаническую работу. В их инициативной группе есть прекрасная девушка Вера Германовна Капралова. Втроём по собственной инициативе в память о великом подвиге ополченцев и кадровых военных из небытия возникают фамилии, личные истории, имена. Можно сказать, что белые пятна в истории тех боёв ликвидируются.
Начала свой доклад Ирина Яковлевна с рассказа о том, что она живёт в деревне Шатово близ Протвино. Весной 1941 года в деревне сгорел 21 дом, а потом началась война.
В войну там дислоцировался дивизионный медицинский пункт. На братской могиле было всего семь фамилий. За год работы и поиска Ирина Яковлевна увеличила список погибших и умерших от ран в деревне Шатово до 32-х человек. Работа по поиску захороненных продолжается. В районе деревни Шатово по некоторым данным лежит около двух тысяч бойцов. Места захоронений пока неизвестны. И главная задача, которую ставит перед собой Ирина Яковлевна - найти ещё конкретные фамилии, конкретные имена. и - самое важное!- места захоронения.
Две недели назад деревней заинтересовались поисковики, которые этим летом 2021 года запланировали поисковые работы на территории Шатова.
Несколько месяцев назад списки Первой дивизии народного ополчения были выложены в интернет:
Ирина Яковлевна рассказала о формировании Первой дивизии НО и приступила к рассказу о том, что происходило во время кровопролитных боёв в их деревне:
В деревне находился медпункт. Сначала везли с поля боя в этот медпункт и оказывали первую помощь, а потом уже доставляли в медсанбат Серпухова. Удивительные врачи, о каждом из них Ирина Яковлевна рассказала, работали на передовой в Шатове. Почти все умерли там же от ран.
Были опрошены двое жителей села, которые детьми застали войну, они рассказали, что происходило. Их показания совпадают с документами.
Наш край измесили, -- говорят очевидцы тех событий. И это не преувеличение. Вся территория Шатова -- это безымянное захоронение.
По 40 (!) самолётов висело над деревней. Наши командиры просили авиацию, чтобы защитить деревню. Немцы били прицельно. Была уничтожена изба с 21-им связистом. Их останки не могли увезти и захоронить из-за постоянных боёв.
В другой избе дислоцировался подполковник -- командир политотдела дивизии, немцы об этом знали и ударили в эту избу. Подполковник был ранен, скончался от ран по дороге в Серпухов.
- Наша задача выяснить его имя, -сказала Ирина Яковлевна.- Предположительно это Орлов Александр 1905 года рождения, завкафедрой марксизма-ленинизма в Горном институте.
Рассказала Ирина Яковлевна и о московском ополченце Ване Короткове Коротком). Он москвич, из дворян, отца его репрессировали, но он записался в ополчении и погиб, в Лазенках — Холмишках, под Спас-Деменском, похоронен там, в Холмишках, в братской могиле. Активисты, Ольга Ромашова (9 ДНО) и Екатерина Юдина (6 ДНО), ездили туда в августе, прикрепили на памятник Ванину фотографию.
Другой известный ополченец Юрий Васильевич Кондратюк:
Получается: приоткрыли дверь, а там - бездна, - так приблизительно сказала Вера Германовна Капралова, рассказывая о нелёгком выяснении всех обстоятельств тех катастрофических дней. Сейчас к работе уже подключились поисковики, будут искать останки на территории деревни, ведь тела хоронили во рвах по свидетельству очевидцев.
Инициативная группа села Шатова просит всех помочь им, в том числе откликаться родственникам ополченцев Первой дивизии НО -- есть вероятность, что их предки лежат именно в шатовской земле. Также в Шатове для музея просят личные вещи, письма и т.д.
Из деревни Шатово ушло на фронт 160 человек. Больше половины погибли. Список ушедших на фронт увеличивается с каждым днём, работа над списком ежедневно продолжается. Кроме того, в деревне от налёта фашистской авиации погибло 14 мирных жителей. Их имена Ирина Яковлевна восстановила по метрическим книгам. В деревне Шатово три вехи одной войны, три списка, над которым инициативная группа под руководством Ирины Яковлевны постоянно работает: список 60-ой стрелковой дивизии, список односельчан, ушедших защищать родину и список из 14-ти мирных жителей, погибших от бомбёжки, из них четверо детей.
Последним выступал Виктор Дмитриевич Бунин -- сын ныне покойного картографа Дмитрия Фёдоровича Бунина . Он рассказал о том как с Первым Украинским фронтом его отец продвигался всё ближе и ближе к сердцу столицы, о том, как он работал со всеми прославленными военачальниками: генералом Голиковым, полгода с Ватутиным, с Жуковым и Коневым.
-- Дмитрий Фёдорович вспоминал, что Жуков совсем не был жестоким, а был справедливым, заметил сын ветерана.
ОТВ Серпухова сняли сюжет о конференции:
Дальше для участников конференции была организована экскурсия по выставке и автобусная экскурсия по Серпухову: