Найти в Дзене
Журнал Розмари

Мадонны Рафаэля

Оглавление

Произведения Рафаэля кажутся почти совершенными даже с самого начала его творчества, тем не менее, он всегда учился, стараясь постичь тайны великих работ других художников и сделать ещё более совершенными свои. Возможно, это и есть наилучший урок, который мы можем взять из его интеллектуальной жизни — урок никогда не иссякающего стремления учиться и усваивать новое. Он страстно интересовался развалинами Рима, и мы знаем, как глубоко и тщательно он их исследовал. Это становится совершенно очевидным, когда мы смотрим на Мадонн его римского периода. В них есть сила и мощь, которая вызывает в нас высокие мысли, что не так ярко выражено в его картинах флорентийского периода.

Мадонна с рыбой, худ. Рафаэль Санти
Мадонна с рыбой, худ. Рафаэль Санти

”Мадонна с рыбой” (The Madonna of the Fish) — одна из самых красивых этого времени. У этой картины длинная и необычная история. Происхождение картины следующее. Она была написана для капеллы в Неаполе, где слепые молились, чтобы бог подарил им зрение, и где, как говорится в легенде, бог часто чудесным образом слышал их молитвы и отвечал на них. Богоматерь, намного старше, чем рафаэлевские девы ранних лет, сидит на троне с ещё более прекрасным ребёнком на руках. Всё внимание ребёнка приковано к невыразимо прекрасному архангелу Рафаилу (Raphael), который несёт маленького Тобиаса с его рыбкой к трону Девы; её он будет просить об исцелении своего слепого отца. На другой стороне он указывает на отрывок в книге, которую держит преподобный Святой Иероним (St Jerome); прекрасный результат достигается на контрастности молодости и почтенного возраста. Подобно человеческому существу, заслуживающему внимания, история этой картины была полна событий. Картина была украдена из Неаполя и увезена в Мадрид, а потом, во время французских войн, вывезена в Париж. Затем её вновь вернули в музей Прадо в Мадриде, и там и в наши дни мы можем видеть этот праздник неземной красоты. В своей картине божественный художник показал, что его пониманию доступно сердце матери и любовь сына, и что он может по достоинству оценить величие возраста и небесную красоту ангелов.

Мадонна Фолиньо, худ. Рафаэль Санти
Мадонна Фолиньо, худ. Рафаэль Санти

Едва ли менее прекрасна ”Мадонна Фолиньо” (Madonna di Foligno), названная так потому, что вдалеке, под радугой, в центральной части картины виден город Фолиньо. В верхней части, окружённую головами ангелов, мы видим Мадонну, протягивающую нам своего ребёнка. Ниже находятся сцена, о которой мы уже упоминали — портрет жертвователя картины, несколько святых и прекрасный мальчик-ангел. Последний держит дощечку, на которой будет написано послание: дело в том, что это одна из картин, принадлежащих к большому классу картин, которые в итальянском изобразительном искусстве носят название (сделанный по обету) приношений — т.е. картина, преподнесённая в дар церкви одним человеком в обмен на какое-либо избавление или спасение. В случае данного избавления жертвователь чудесным образом избавлялся от поражения стрелой молнии.

В этом коротком наброске у нас есть немного времени, чтобы упомянуть лишь о некоторых из великих картин Рафаэля, но мы верим, что вы заинтересуетесь картинами Рафаэля настолько, что постараетесь узнать и о других картинах великого мастера. Есть много интересных книг о Рафаэле, в которых вы можете найти описание всех его картин, а на форуме РОЗМАРИ можно побеседовать картинах и об искусстве Рафаэля.

Что касается других живописных полотен, Рафаэль написал много прекрасных портретов. Великолепное сходство с самим Юлием передано с таким искусством,

Галатея, худ. Рафаэль Санти
Галатея, худ. Рафаэль Санти

что можно не удивляться тому, что, умело поставленная и освещённая, эта картина часто обманывала друзей Папы: они думали, что это сам, живой, Папа.

Портреты — это не единственное отступление нашего художника от его любимых Мадонн и исторических тем. Мы видим, что он также был увлечён мифологией. Из этого увлечения появилась «Галатея» (Galatea), которую он нарисовал для одного состоятельного человека благородного происхождения из своего окружения. На этой картине Галатея плывёт по морю в своей лодке-раковине, которую несут дельфины. Она созерцает небеса и, кажется, не замечает нимф, резвящихся вокруг неё.

Говоря об использовании Рафаэлем мифологических тем, хотя и не вполне придерживаясь хронологии, мы можем здесь упомянуть о его фресках, иллюстрирующих историю Купидона и Психеи, нарисованных на стенах и потолке во дворце этого человека, во дворце Чиджи (Chigi). Наброски для этих картин были сделаны Рафаэлем, но большинство картин были выполнены его учениками. Когда мы изучаем эти картины радостей и горестей прекрасной пары, нам, конечно, интересно, но мы сожалеем, что наш ангел-художник пожелал, хоть и на короткое время, отойти от своих настоящих сюжетов, религиозных. Нам хочется сказать следующее:

Купидон и три Грации
Купидон и три Грации

«Пусть те, кто не может постичь глубины религиозного чувства так, как мог Рафаэль, рисуют для нас мифы и мирские истории, но давайте освободим нашего художника от этих приземлённых картин и оставим ему только святое».

Журнал Розмари