Найти тему
Механический балет

Почему у "Евровидения" такая плохая репутация?

Большинство людей в моем окружении считает, что смотреть "Евровидение" - зашквар. Я сама даже начала было так думать, но опомнилась в год, когда победил голландец Дункан Лоуренс с балладой "Arcade" - одной из лучших песен конкурса за последнее десятилетие.

Весной 2019 года "Евровидение" спасло меня от надвигающейся хандры. Помню жесточайшее соперничество. В конкурсной программе было сразу несколько сильных вещей. Это и жесткая "Soldi" Махмуда из Италии, и "Too late for love" шведа Джона Лундвика, и скандальные Hatari из Исландии с эксцентричным номером под "Rammstein", и Билаль Ассани из Франции с трогательной композицией "Roi". Все эти треки до сих пор в моем плейлисте.

Но год на год не приходится. Иногда бывает откровенно странно. На этот раз, благодаря Маниже, к постоянным зрителям конкурса, а нас даже родные считают чудаками, присоединится часть прогрессивной общественности. Хочется, чтобы они тоже почувствовали совершенно особенную атмосферу "Евровидения", - это ведь безумный праздник, где главное - шоу. Есть детали, без которых конкурс европейской песни представить нельзя, но есть и такие, постепенно превращающиеся в барьеры. Над многими клише добродушно посмеялись авторы фильма "Евровидение: история Огненной Саги" (заглавная песня из этого кино, кстати, была номинирована на "Оскар").

Предлагаю разобраться, что же это за общие места и как можно сделать конкурс более современным и модным?

1. Клишированность репертуара.

Стоило в 2015 году победить шведу Монсу Сельмерлёву с отличной песней и номером, где графика была вплетена в действие на сцене, как на следующий год другие страны представили похожие композиции и постановки, даже наш Сергей Лазарев отличился и чуть не победил, кстати.

Монс в 2015. Фото: Яндекс-Картинки.
Монс в 2015. Фото: Яндекс-Картинки.
Сергей в 2016. Фото: Яндекс-Картинки.
Сергей в 2016. Фото: Яндекс-Картинки.

Большинство участников "Евровидения", кажется, боятся выйти из зоны комфорта и эксплуатируют несколько шаблонов. Отказ от риска привел к тому, что песни зачастую похожи и не запоминаются. Обычно из всего конкурсного списка выделяют 2-3 композиции, а остальные сливаются в одно громкое пятно. Причем пятно это отвечает трендам десятилетней давности - модной музыки на "Евровидении" почти нет. В этом году за новаторство отвечают Россия и Исландия, а любимица еврофанов Destiny из Мальты - ей прочат победу - представила задорный закос под Бейонсе и Ферджи прошлых лет.

2. "Дорого-богато".

Театральные эффекты, перья, блестки и кордебалет в духе горячо любимого мною Филиппа Бедросовича - отличительная черта "Евровидения", точно и беззлобно переданная в фильме "Евровидение: история Огненной Саги". Вот это как раз фишка конкурса, от которой ни в коем случае нельзя отказываться. За пышное, пафосное, красочное и веселое шоу "Евро" так любят. На этой сцене можно все: летать, выпрыгивать из рояля, кататься на коньках, петь под дождем, короче, отрываться по полной на многомиллионную интернациональную аудиторию. Звучит круто, правда?

Дэн Стивенс в "Огненной саге". Фото: Яндекс-Картинки.
Дэн Стивенс в "Огненной саге". Фото: Яндекс-Картинки.
Ну, хорош же! Фото: Яндекс-Картинки.
Ну, хорош же! Фото: Яндекс-Картинки.

3. Политизированность.

"Творчество - вне политики" - девиз "Евровидения". Но мы-то с вами все прекрасно понимаем. Поссорившиеся соседи топят друг друга во время голосования, Марокко уже несколько лет не участвует в конкурсе, Косово вообще не берут на "Евро", Россия не поехала на соревнование в Украине, Украина не пустила Марув выступать из-за политических разногласий, в этом году по понятным причинам от участия отказалась Армения, а Беларусь дисквалифицировали за "отвратительный, унижающий собственный народ", текст. Некоторые участники устраивают политические скандалы прямо во время конкурса, так, например, исландские Hatari отличились высказываниями по поводу израильско-палестинских отношений.

Вот так исландцы эпатировали. Фото: Яндекс-Картинки.
Вот так исландцы эпатировали. Фото: Яндекс-Картинки.

Итоговая оценка участников складывается из двух частей: зрительского голосования и вердикта неведомого жюри, которое непонятно по каким критериям и как оценивает, поэтому на проигрыш неугодной, или победу угодной страны в принципе можно влиять. Но, с другой стороны, если песня действительно классная, за нее проголосуют даже недружественные государства, что бывало не раз.

4. Господство английского языка.

Английский язык выбирают, чтобы смысл песни дошел до максимально большой аудитории. Но мне кажется, это - ошибка. Было бы круто, если бы участники пели на своих языках. Это придаст конкурсу особенный шарм. Музыка сама по себе - универсальное средство общения. Я вот, например, не зная французского, понимаю, о чем поет Шарль Азнавур, или Адриано Челентано. Кстати, французы, итальянцы и португальцы всегда остаются верны своему языку. Наша Манижа будет петь по-русски, и лирика в ее композиции - очень сильная, а суть для иностранцев она во многом доносит подачей. Те, кто говорит, что русский язык недостаточно мощно звучит, или плохо ложится на музыку, ой, как неправы. Чайковский с Пушкиным не одобряют! Нужно уважать себя.

Манижа топит за русский язык и русских женщин! Фото: Яндекс-Картинки.
Манижа топит за русский язык и русских женщин! Фото: Яндекс-Картинки.

5. Слишком серьезное отношение.

Будь проще, и люди к тебе потянутся. "Евровидение" - веселые старты, а не Олимпийские игры. Нужно расслабиться и воспринимать все происходящее на сцене по фану, как забавное, легкое шоу. Точно также я бы относилась и к подготовке участников. Ну, ведь не на битву собираем. Выиграет - выиграет, проиграет - проиграет, главное, чтобы красиво.

Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к музыке и кино.