Найти в Дзене
Ольга Таволга

Самое дорогое бохо.

Шарлотта Рэмплинг в платье от Оззи Кларка и Селии Биртвел. Начало 1970х.
Шарлотта Рэмплинг в платье от Оззи Кларка и Селии Биртвел. Начало 1970х.

Каждый раз, когда я пишу на своём канале про одно из направлений стиля бохо, я даю ссылку на эту свою статью:
Классификация разнообразия бохо. Чтобы было из чего выбрать.
К концу 2010х-началу 2020х годов в русскоязычном пространстве около двадцати направлений имеют право называться "стилем бохо".
Чтобы наконец уменьшить путаницу в этих подстилях, я и создала эту публикацию с датами, описанием и иллюстрациями.
Частично русский подход совпадает с тем, что принят в английском модном языке, частично нет. По-разному обстоят дела с французским языком или с азиатским модным пространством, все направления нужно проверять вручную с переводчиком, если возникнет такой интерес.
Но в русском словом "бохо" могут называться - все классические варианты из 1970х, "бохо-глэмм" нулевых, эко-стиль, который по крою восходит к минимализму и практически все направления на основе этники.

Thea Porter 1970s.
Thea Porter 1970s.

В 1970х появилось три классических направления.
Собственно -
бохо - как "богемный", "цыганский" стиль воспетый не только в модных коллекциях модельеров, но и в кино, и в костюмах музыкальных коллективов того времени. Это скорее Европа - по старым цыганским путям.
Хиппи - это уже Америка, наследие первых переселенцев, активное использование денима, заимствований у коренных американцев и техники пэчворк.
И
бохо-шик - одежда с сильным влиянием "моды с улицы" но от известных модных домов и дорогих шёлковых тканей, рисунки для которых разрабатывались специально для этих домов.

1972 SS Nina Ricci Lanvin M. de Gauch Jean Patou Gres Lanvin Photographed by Helmut Newton. Название взято из общей фотосессии, платье на фото принадлежит одному из указанных брендов.
1972 SS Nina Ricci Lanvin M. de Gauch Jean Patou Gres Lanvin Photographed by Helmut Newton. Название взято из общей фотосессии, платье на фото принадлежит одному из указанных брендов.

Эту публикацию я посвящаю самому дорогому направлению самого демократичного стиля.
Шёлковые платья с яркими цветочными принтами в то десятилетие носили все, кто мог их себе позволить и кто хотел выглядеть ярко, женственно и современно - актрисы, писательницы, музы художников и фотографов, звёзды кино и эстрады, представительницы аристократии, о них особый разговор.
Все представители Бобо -
Bobo - Bourgeois Bohemians - "богемная буржуазия" - те, кто хотел бы приобщиться к новым идеям свободы и визуальным признакам стиля, но не был готов прощаться с благами цивилизации и доходами - своими или своих семей и родителей.

Biba 1970s.
Biba 1970s.

Классическое платье в стиле бохо-шик имеет совершенно определённые черты.
Оно сшито из высококачественного натурального шёлка с цветочным рисунком.
Оно длинное - по щиколотку или в пол.
У него длинные очень красивого кроя рукава, подчёркивающие изящество женской руки - сверху это крой "фонарик" с защипами, заканчивается рукав выразительным манжетом на пуговицах, иногда довольно высоким, ткань к этому манжету снова собирается в мелкие защипы, но в районе локтя рукав заужен, что придаёт изящество любому движению.
Я как-то строила такой рукав с нуля - расчёт пропорций этого изменения ширины по всей длине это почти поэзия.
Верх платья тоже имеет некий канон - закрытый верх, воротник стойку, иногда бант.
Застёжка может быть на пуговицы по полочке или на крючки или молнию по спинке.
Классический вариант этого платья всегда приталенный, по фигуре, или мелкими складками лёгкой ткани к талии, иногда с поясом, иногда без.
А теперь небольшой секрет этого кроя - это классическое
Tea Dress - Чайное Платье пришедшее, как и очень многое в моду ХХ века напрямую из Викторианской Англии.
Из "Старой Доброй Англии".
Из "Великой Британии, над которой никогда не заходит солнце."
Это крой домашнего платья, в котором самые знатные женщины старой Англии пили дома чай в ритуале Five o’clock.
Tea Dress можно было носить без корсета, в нём не было турнюра, женщина могла надеть его без помощи горничной.
В Викторианской Англии оно было исключительно для домашнего использования, допускался только приём самых близких гостей в таком платье, но, ни в коем случае, не выход в свет, даже на такое же домашнее чаепитие.
Уже к 1920м-1930м годам эти правила смягчились, но крой остался почти неизменным допуская колебание длины.
Платье могло бы украшено почти любым количеством оборок и кружев.
Постепенно в нём стал появляться небольшой вырез, но правильно построенный воротник-стойка с бантом или с изящным закруглением так украшает женскую шею, что классический вариант остался в моде и до наших дней.

Оззи Кларк начало 1970х.
Оззи Кларк начало 1970х.

Возвращаясь к 1970м.
Изначальный крой восходящий к очень строгим устоям в обществе позволял носить классические варианты и аристократии, для них он не был приметой стиля "хиппи" или "бохо".
Но в 1970е в крое этого шёлкового платья появились весьма смелые изменения.

Длина из 1960х. Рисунок и жилетка из 1970х.
Длина из 1960х. Рисунок и жилетка из 1970х.

Во-первых - длина, она стала любой, вплоть до пришедшего из 1960х мини.
Во-вторых декольте, при формально закрытом верхе и воротнике-стойке у платья часто появлялся прямой вырез там, где раньше были строжайшие мелкие пуговки. Особенно хорошо этот приём удавался Оззи Кларку.
Разрезы - платье могло оставаться целомудренно длинным, это не имело никакого значения - стиль свободы допускал разрезы до середины бедра или до талии. Это тоже очень хорошо получалось у Оззи Кларка.

Оззи Кларк и Селия Биртвел 1970е.
Оззи Кларк и Селия Биртвел 1970е.

Платье проросло ещё большим количеством оборок, в том числе и по рукавам.
Разрезами в рукавах.
Нашло своё слияние со всеми вариантами "цыганского" кроя в виде клиньев и воланов на рукавах и декольте.
Появились декольте на шнуровке вроде "кармен" или на шнуровке как у корсетов, но без корсетов на голое тело.
Платье впитало в себя крой "кафтан" из азиатских и русских коллекций Ив Сен Лорана.
И крой "туники" и "джеллабы" из волны моды на путешествия в Марокко, Танжер и на костюм остального Ближнего Востока.
Иногда оно снова притворялось почти что совсем приличным платьем для чинного чаепития леди из высших кругов, но могло внезапно расцветиться немыслимо яркими рисунками на полупрозрачной или вовсе прозрачной ткани с весьма символичным "нижним платьем" или без него.
Расширился ассортимент рисунков ткани - абстракция, геометрия, сочетание геометрии и цветов, забавные силуэты животных, народные мотивы и пейсли, без которых трудно представить стиль бохо в большинстве его воплощений.

Оззи Кларк и Селия Биртвел 1970е.
Оззи Кларк и Селия Биртвел 1970е.

Такая вот игра в "настоящих английских леди" и в "цыганский табор" одновременно в исполнении дизайнеров очень высокого класса из весьма недешёвых тканей.

1970е с влиянием народных мотивов.
1970е с влиянием народных мотивов.

В 1980е "бохо-шик" превратился в "романтик" - чинный, семейный и буржуазный.
В 1990е был забыт под натиском смешения культур.
В 2000е вернулся как винтаж и цитаты в "бохо-глэм".
Постепенно на волне упрочняющихся позиций винтажа занял своё место в современной моде на постоянной основе, а особенно в весенне-летних коллекциях.

Ossie Clark  and Celia Birtwell. 1970s.
Ossie Clark and Celia Birtwell. 1970s.
1974 Model Gala Mitchell Designer Ossie Clark.
1974 Model Gala Mitchell Designer Ossie Clark.
Marisa Berenson in Ossie Clark Dress, photographed by Norman Parkinson, 1960s.
Marisa Berenson in Ossie Clark Dress, photographed by Norman Parkinson, 1960s.
Jane Birkin resplendent in Ossie Clark Celia Birtwell 1970s.
Jane Birkin resplendent in Ossie Clark Celia Birtwell 1970s.
Fashion by Ossie Clark, 1970s.
Fashion by Ossie Clark, 1970s.
Biba by Norman Parkinson Vogue July 1970.
Biba by Norman Parkinson Vogue July 1970.
Выставка, посвященная творчеству Теи Портер, в лондонском Музее моды и текстиля. Фото Кирстен Синклэр.
Выставка, посвященная творчеству Теи Портер, в лондонском Музее моды и текстиля. Фото Кирстен Синклэр.
Выставка, посвященная творчеству Теи Портер, в лондонском Музее моды и текстиля. Фото Кирстен Синклэр.
Выставка, посвященная творчеству Теи Портер, в лондонском Музее моды и текстиля. Фото Кирстен Синклэр.
Vogue 1975.
Vogue 1975.
Christian Dior 1969.
Christian Dior 1969.
Christian Dior for L'Officiel magazine, 1970.
Christian Dior for L'Officiel magazine, 1970.
Designed by Geoffrey Beene (American, 1927–2004).
Designed by Geoffrey Beene (American, 1927–2004).
Designed by Geoffrey Beene (American, 1927–2004).
Designed by Geoffrey Beene (American, 1927–2004).
Ensemble by Valentino, 1970-1971.
Ensemble by Valentino, 1970-1971.
Yves Saint Laurent haute-couture AW 1972-1973.
Yves Saint Laurent haute-couture AW 1972-1973.
Pi'er 1978.
Pi'er 1978.

Vogue Pattern Book - April-May 1971.
Vogue Pattern Book - April-May 1971.
JEAN PATOU 1970s.
JEAN PATOU 1970s.
Françoise Rubartelli 1970s.
Françoise Rubartelli 1970s.
Dresses displayed in the Zandra Rhodes retrospective show at the Mingei Museum.
Dresses displayed in the Zandra Rhodes retrospective show at the Mingei Museum.
Bianca Jagger in Zandra Rhodes 1970s.
Bianca Jagger in Zandra Rhodes 1970s.
Edina Ronay in Georgina Linhart, 1970 Scanned From Marnie Fogg’s Boutique.
Edina Ronay in Georgina Linhart, 1970 Scanned From Marnie Fogg’s Boutique.
Biba smocks, 1971 from 19 magazine.
Biba smocks, 1971 from 19 magazine.

Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья понравилась или узнали, что-то новое.