Найти тему
Слова и смыслы

Все новое

Свежий кусок # книги "Реки текут к морю" ( Ю_ШУТОВА ).

Новгород
Новгород

А Томка осматривала свои новые владения. Заросший бурьяном берег, начинавшийся отсюда и уходящий далеко, вокруг всего города, вал, разрушенный монастырь за ним. Здесь уже был самый край города. Все остальное надо было искать в противоположной стороне, вверх по течению рыжей, как гнедая лошадь, реки. Там были Летний сад и кремль. В кремлевских бастионах хватало дыр и проходов, куда так увлекательно было спускаться. А можно было через какую-нибудь башню вылезти на стену, обраставшую бородой жадно прущей в рост весенней травы, и идти по ней к следующей башне, а потом к следующей, по всему периметру. Конечно, ребятню гоняли рабочие, восстанавливавшие разрушенный кремль. Но ведь дети, как листья, дунешь — они стайкой перелетят на другое место, а потом вернутся обратно.
Завелась у Томки и новая подруга — одноклассница Лилька Сидорова. Дружили девчонки не разлей вода до самого выпускного. Да и потом, во взрослой жизни встречались, ходили в гости друг к другу, и сами по себе, и семьями. Лилька жила с бабушкой в новом деревянном доме у другого конца вала, можно сказать на противоположном конце города. Да и городом это место можно было назвать с натяжкой, самая настоящая деревня — заборы, огороды. Там же у круглобокой, лишенной крыши, башни стоял цыганский табор: лошади, кибитки, костры. Цыганки, потомственные хиромантки, гадали, сидя на расстеленных в пыли пестрых платках. Желающих узнать будущее хватало. Приходили бабы, приносили в оплату за посуленное счастье, яйца, пироги, молоко, реже давали денежку.
Где были Лилькины родители, бог весть. Она сказала: «В Монголии». Для Томки это звучало, как «На Луне», далеко и непонятно. После школы девочки шли к Лильке. Бабушка их кормила, а потом они как бы делали уроки, а на самом деле занимались разной увлекательной ерундой или шли гулять. На улице разливалась половодьем весна, кружила головы запахами черемухи, свежей клейкой листвы, едва начавшей теплеть воды. Иногда они добирались до Петровского кладбища и даже дальше, до монастыря, но там было страшно — в бывших кельях жили вернувшиеся в город и не нашедшие своих домов. Тамошние подростки были злые, чужих не привечали, могли и отлупить. Поэтому внутрь монастыря лучше не соваться, ну его. Зато на берегу хорошо, лодки стоят, сети сохнут. Можно в прятки играть. Когда подружки спохватывались, уже начинало темнеть, и бабушка говорила: «Тома, тебе пора домой». И Томка, подхватив портфель, неслась через погружавшийся во мрак город к себе.
Сердце ее каждый раз колотилось от страха. Фонарей на улицах не водилось. Прохожих — тоже. Если где-то впереди замаячит высокая фигура, девчонка убыстряет шаг, стараясь идти вслед, все же не так боязно, как в одиночку. Бежит Томка, торопится, мимо Троицкой церкви, мимо разбитых кирпичных коробок и новых недостроенных домов, что пялятся на нее мертвыми глазами пустых оконных проемов, через площадь перед кремлем, где в самой середине стоит деревянный обелиск — памятник Победы — и трибуны. Здесь устраивают праздничные демонстрации, но, говорят, в остальное время там собираются урки, а где-то внизу есть подземные ходы, и именно отсюда можно в них спуститься. На самом деле внизу остатки котлована и фундамента старого, дореволюционного еще театра. Там шпана ховается от милиции или просто ночует.
Петляет Томка по темным улицам, названия которых пока не запомнила. Да и какой смысл запоминать то, что постоянно меняется? Какую улицу меряет она торопливыми шагами — Новолучанскую, Лучинскую или Комсомола? Куда с нее сворачивает — на Малую Дмитровскую, Козьмодемьянскую или Декабристов? А потом на Великую, Большую Дмитриевскую или Большую Пробойную? Главное поскорее добраться до дома, постучать в дверь и почувствовать себя в тепле и безопасности родного жилья. И каждый раз думает Томка: «Нет уж, хватит с меня, больше к Лильке не пойду», но на следующий день после школы все повторяется вновь: бабушка, шатание вдоль речного берега, «Тома, тебе пора домой», бег через сумрак призрачного города с выскакивающим из груди сердцем.

До и Дальше здесь .

Постоянно обновляющийся текст книги Ю_ШУТОВОЙ "Реки текут к морю" можно # читать на ЛитРес .

Самое популярное на канале :

Русский кот во Франции - птица вольная. Ни замки, ни заборы его не остановят

Невыносимое счастье первой любви

У французской пары не было детей, и они взяли их в советском провинциальном детдоме

Большая стирка в Кастелламмаре и сарацинская башня в Вико-Экуэнсе

Урок географии