Служба прошла хорошо. Все жители торгового центра воспрянули духом, улыбались и поглядывали на меня. «Вот он, вот», - слышался шепот отовсюду. Мне было приятно такое внимание, но я больше хотел остаться в тени и просто порадоваться вместе с жителями. Хотелось увидеть Тошку, паренька, который нашел и привел Сашку. Но его не было, а спрашивать во время службы было неудобно.
Люди постепенно разошлись. Работа не прекращалась круглые сутки. Кто-то пошел отдыхать, другие заступали на охрану, требовались постоянные переделки, и возведение укреплений. Подходя к зданию, я обратил внимание на то, что оно производило впечатление хорошо укрепленной цитадели. Только так можно было выжить в этом суровом мире, катящемуся к полному разрушению. Радиус этой реальности обрывался.
Олег позвал меня к себе в комнату, куда стекались все нити управления цитаделью. Но сначала мы поднялись на последний этаж в большой зал, где под сохранившейся стеклянной крышей трудами жителей была сооружена оранжерея. «Вот смотри!» - Олег с гордостью повел меня между длинными рядами грядок, из которых торчали слабенькие росточки.
В оранжерее работало несколько женщин, поливающих грядки.
- А воду где берете?
- Здесь, - Олег показал на установленную под потолком самодельную емкость, в которую с крыши по желобкам стекала вода. – А землю сколько таскали!
- Да, нелегко вам пришлось.
- Это еще что. Труднее было найти семена овощей. Отправляли группы по деревням. Нашли картошку, свеклу, лук, много еще чего.
- Вы молодцы.
Олег довольно улыбнулся.
- А здесь наша гордость. – Он подвел меня к маленькому полю, на котором поднимались зеленые ростки, - Пшеница!
- Ну, теперь с голоду точно не умрете.
- Ты, что! Самое тяжелое позади.
- Олег! – в зал вбежал взволнованный человек.
- Ну как?! – переспросил тот, - явно ожидая известий.
- Нашли!
- Где?
- На дальней заправке. Пойдем покажу на карте.
Мы спустились в комнату Олега, около нее стояло еще несколько человек.
- Вот! – И Серега, я узнал его, обозначил на карте, висящей на стене, точку.
- Далековато. Бензина много?
- Целая емкость. Две канистры набрали!
-- Теперь можно и машину завести с бочкой. Завтра поедете, наберете еще. Вас там никто не видел?
- Нет. Тихо.
- Диких людей все меньше, - Олег обернулся ко мне.
- А в метро, в многоэтажке? – спросил я.
- За последний год их поубавилось. К нам переходят, просят взять. Там будущего нет.
А я подумал про себя: «Вряд ли и у вас есть будущее». Мне очень хотелось расспросить Олега о событиях, приведших к апокалипсису, но пока такой возможности не представлялось. Наконец Олег раздал поручения, люди разошлись. «Тошка не вернулся?!» - крикнул он кому-то вдогонку и, получив отрицательный ответ, задумался. Мы остались одни, можно было спокойно поговорить, если такое вообще было возможно в беспокойном хозяйстве цитадели, где постоянно что-то происходило.
В свою очередь Олег смотрел на меня и тоже ждал рассказа. Я начал с самого начала, с моего отъезда из мегаполиса. Он перебивал меня, задавал вопросы, верил и не верил, но все равно слушал. Когда речь зашла о №22, Сашке, вопросов добавилось. На многие из них у меня не было ответа. По крайней мере Олег понял, как ко мне попал крест, зачем Сашка украл этот крест, и для чего крест предназначался.
Мы долго молчали. Олег обдумывал услышанное. Я все же решил и его спросить о том, что произошло на Земле. Казалось, он не услышал вопроса, но все же заговорил.
- Этого не знает никто. Но у живших в то время пропал разум, память. Они стали просто безумцами и скоро погибли.
- А как же выжили вы?
- Катастрофа не коснулась детей. Кто выжил – выросли. Это было страшное время. Я родился уже позже. Спасло то, что выросшие дети начали объединяться в группы. Одни стали просто бандитами, ты их видел, настоящие звери, даже говорят с трудом. Мои родители выбрали другой путь, отец умел читать. Книги стали главным в нашей жизни. Людей в убежище прибавляется. За нами будущее. У нас собрано много книг, учим детей, стараемся не растерять знания и не превратиться в зверей.
Убежденность Олега поразила и вдохновила. Я не стал начинать разговор об их возможном исходе с Земли. Даже зародилась надежда, что увиденный мной обрывающийся красный радиус истории может измениться.
В коридоре раздался звонкий лай, затем шаги бегущего человека. В коридор влетел белый комочек, а за ним и парнишка. Увидев меня, он остановился и насторожился. Собачонка смело бросилась вперед, но тоже притихла и легла у моих ног, то рыча, то поскуливая.
- Ты куда пропал? – строго спросил его Олег.
- Вот, смотри! – и Тошка, а это был он, протянул Олегу книгу, косясь на меня.
- Еще книги нашел?! – довольно отозвался тот.
- Целая квартира!
- Наверное была чья-то библиотека, - добавил я, - дай посмотрю.
Тошка протянул мне книгу.
- Таинственный остров, Жюль Верн. Хорошая книга про сильных и стойких людей.
- Мне тоже очень понравилась. Как про нас. Только там - остров в океане. А у нас -свой остров в городе.
- Сидел там и читал? – недовольно пробурчал Олег и добавил, кивнув в мою сторону, - Странник, крест нам вернул.
- У Сашки отобрал? - Тошка восторженно посмотрел на меня.
- Что-то вроде того – ответил я. Рассказывать заново всю историю не хотелось.
- Ты как, дальше отправишься… Странник? – спросил Олег, надеясь, что я все же останусь, пусть на время.
- Задержусь, есть чем у вас заняться.
- Тошка, завтра покажешь Страннику все наше хозяйство, - Олег облегченно вздохнул и тут же, обращаясь ко мне, по-деловому распорядился, - посмотри, что у нас есть, может что и посоветуешь, поможешь. Мы то – все с нуля.
- А книги как? – спросил Тошка.
- Книги - тоже важно, пока подождут. Там никого нет?
- Нет, пусто.
Олег остался в своей комнате. Ему тоже требовался отдых. Тошка повел меня на первый этаж, показал место и улегся рядом на свободное, не выпуская из рук Жюль Верна. Жерик был с нами. Он разрешил себя погладить по мягкой шерстке. В маленьком тельце часто стучало сердечко, билась своя жизнь. Песик прижался ко мне и замер. А я вспомнил Машку и сеновал, где мы когда-то вместе спали, прижавшись друг к другу.
Скоро рядом засопел Тошка. А я так и не заснул. Сон мне не требовался. Мозг начал работать и думать о том, чем можно помочь мужественным людям цитадели.
Утром Тошка повел меня по всем внутренним помещениям. Когда-то это были магазины. Люди, забыв свое прошлое, не знали предназначения многих предметов и механизмов.
В строительном магазине нашлось много чего. Но для работы инструмента требовалось электричество. Я разыскал здесь автономную электростанцию, работающую на бензине. Сегодня люди Олега должны были привезти топливо. Можно было попробовать запустить агрегат, опыт у меня был. А с электричеством жизнь изменится к лучшему.
Осмотрев водопровод, я обнаружил, что хозяева торгового центра предусмотрели снабжение водой из отдельной скважины, на всякий случай. Теперь такой случай представился. В скважине имелся насос, который можно было подключить к автономной электростанции.
Скоро ребята привезли цистерну с найденным бензином, и работа закипела. Притащили агрегат, залили бензин, он, почихав, завелся, и, набрав обороты, уверенно заурчал. Заработал и насос. Сначала он гнал грязную воду, постепенно она очистилась, и люди начали ее набирать в подручные емкости. До этого источником воды был только дождь. На меня смотрели как на доброго волшебника. Олег похлопал меня по спине: «Мастер!» Ко мне вернулось мое первое прозвище.
Расслабляться было некогда. Тошка показал мне компьютерный магазин, в котором я оказался в своем царстве. Потом мы нашли и сервер, когда-то работавший на всю информационную систему торгового центра. Олег выделил мне в помощь толковых ребят. Тошка тоже не отходил от меня и все схватывал налету. Заранее не зная его, я не ошибся в разговоре с Хароном. Мы заново прокладывали кабели, подключали технику. Компьютерная система заработала, в ней имелись и обучающие программы.
Я хотел прежде всего наладить охранный контур по всему периметру цитадели. Датчики, камеры слежения были установлены ранее, требовалось лишь оживить существующую сеть. Теперь стало возможным отслеживать подходы к цитадели. У мониторов сидели обученные операторы и сообщали о возможной опасности.
Изучая магазин компьютерной техники, я нашел несколько спутниковых навигаторов. Затем подключил один из них. Каково же было мое удивление, когда навигатор поймал сигнал спутника. Навигация до сих пор работала! Это открытие очень обрадовало Олега, он тут же начал снабжать поисковые группы навигаторами для ориентирования на местности. Группы смогли значительно расширить район поисков.
Я же скоро нашел карты, заложенные в системе. Поисковые группы сразу отправлялись на объекты. На картах имелась и заправки. Несколько удачных вылазок значительно пополнили запасы топлива. Остановки генераторов, а их работало уже несколько, можно было не опасаться. Мы были обеспечены электроэнергией.
Попытки нападения бандитов на цитадель теперь заканчивались, так и не начавшись. Срабатывала сигнализация, тут же включались прожектора, сирена. Нападавшие разбегались. Жители цитадели вздохнули свободней.
Оружейный магазин цитадели давно пустовал. Имевшееся оружие не использовалось, так как боеприпасы давно закончились. В стене магазина имелся большой сейф со следами взлома, но стальная дверь выдержала, храня возможные ценности. Олег показал мне эту дверь и попросил попробовать открыть. Я не стал выдумывать хитроумный способ, мы поступили проще. Принесли генератор и, используя сварку, а также другой инструмент справились с дверью. Нашим глазам открылись несметные богатства! За дверью оказался не просто сейф, а целая комната, заполненная оружием и боеприпасами. Теперь цитадель могла выдержать даже длительную осаду.
Затем мы взялись за экипировку поисковых групп. Близлежащее пространство было давно осмотрено, что-либо ценное собрано. Поисковые группы отправлялись все дальше, находясь вне цитадели по нескольку дней. Этой работой занимался Сергей. Несколько машин отремонтировали и защитили стальными листами. Теперь экипаж находился в большей безопасности. Скоро у нас появились и бензовозы, также защищенные от возможных нападений.
Мощь цитадели увеличивалась, ее репутация прирастала порядком и безопасностью. К нам приходили все больше новых людей и просили убежища. Теперь нехватки в рабочих руках не было.
Меня беспокоило другое. Программы, заложенные в сервер, были очень простыми и ограничивались узкими функциями. Так, значительную часть памяти занимала бухгалтерия давно ушедшего времени, ставшая ненужной в новой жизни. Я удалил лишнее. И тут появилась идея подключить к серверу моего робота, его компьютер. Он обладал гораздо большими возможностями, на его основе можно было создать систему, подобную искусственному интеллекту. Также надо было готовить себе замену. Человек, остающийся вместо меня, должен был научиться управлять искусственным разумом.
Задача была не из легких. С первой ее частью я справился. Выбрать и обучить человека оказалось гораздо сложнее. Мы долго обсуждали эту тему с Олегом, даже спорили. Он подходил к выбору очень просто, оценивая только два человеческих качества – способности и надежность. Несомненно это было важно. Но мое чутье подсказывало нечто иное. Я и сам не мог разумно объяснить выбор, но мое второе видение указывало на Тошку. Олег все же согласился со мной.
Когда мы рассказали о своем выборе Тошке, глаза мальчишки загорелись. За короткое время он уже освоил управление сервером, теперь предстояло главное – научить его управлять искусственным разумом, даже не управлять, а взаимодействовать с ним.
Для этого я выбрал время, когда Тошка спал, и, ни в коем случае не разрушая его разум, добавил частичку себя. Сначала такое воздействие никак не проявилось. Но затем способности Тошки начали расти день ото дня. Скоро я сам не мог разобраться в его общении с интеллектом. А дальше больше! Тошка понял язык интеллекта, который для меня так и остался загадкой. Я лишь мог реагировать на интенсивность мигания символов, бегущих по экрану строк, их цвет. Честно говоря, мне этого хватало.
Рабочее место Тошки теперь включало несколько мониторов. А через некоторое время он перестал пользоваться клавиатурой, проговаривая слова на непонятном языке, а потом и вовсе замолчал. Я почувствовал, что общение с интеллектом перешло на ментальный уровень. Большего чем Тошка, я не смог бы сделать и сам.
В один из вечеров мы с Олегом и Сергеем обсуждали план на следующий день. Сергей решил обследовать не просто очередную заправку, а базу топлива вдалеке от мегаполиса. Вылазка должна была занять несколько дней. Поэтому мы решили оправить сразу два бензовоза с машинами охраны. Такой караван в нынешних условиях представлял серъезную силу.
Вдруг в коридоре раздался лай Жерика, а затем и топот бегущего Тошки. Они вбежали в комнату почти одновременно, и Тошка радостно закричал: «Нашел, нашел!»
- Что нашел?! – строго спросил его Олег.
- Людей, много людей!
- Где?! – спросили мы одновременно и вскочили со своих мест.
- Не знаю. Нашел переговоры людей!
- Тогда показывай, - подытожил я, и мы все пошли в обиталище Тошки, из которого он последнее время не выходил.
Действительно, Тошка совершил удивительное. Он смог через антенну на крыше цитадели подключиться к спутнику, даже к целой сети спутников, через которые связывались люди, выжившие в других частях Земли.
- Выходи на связь, - сказал я Тошке.
- Погоди, - перебил меня Олег, - давайте сначала посмотрим, что это за люди. Как бы не нарваться на неприятности.
Тошка обернулся и вопросительно посмотрел на нас.
- Конечно, ты прав, - сказал я Олегу, а про себя подумал: «Это не мир Корлингов, это Земля. А мне пора в дорогу, пора опять становиться Странником. Меня, нежданного гостя, ждали в новых мирах.»
- Олег, мне пора, - сказал я ему дня через два.
Олег помрачнел, задумался, но остановить меня уже был не в силах. Жизнь в цитадели наладилась. Дальше надо было только прирастать людьми, знаниями. Теперь кроме начальной школы начались занятия и по обучению конкретным специальностям. Появились свои учителя, много чего повидавшие в суровом мире.
Места в цитадели стало не хватать, и Олег со своими ребятами начали обсуждать, как укрепить и начать заселять один из соседних домов.
Сергей стал не просто командиром поисковых групп, теперь под его началом был и хорошо вооруженный мобильный отряд. Набеги дикарей на цитадель прекратились.
Поставки топлива в цитадель стали регулярными. Но понимая, что оно все равно когданибудь закончится, началась разработка альтернативных источников – ветра и солнца. Когда-то солнце должно было выглянуть из-за туч.
С одной стороны мне было радостно наблюдать за возрождением цивилизации. Однако я понимал, что оно продолжалось по привычному пути, наверно другой был просто невозможен для людей. А что ждало там, дальше? Может еще один «всемирный потоп», стирающий очередную историю человечества и становящийся все более изощренным.
Я с Олегом и Тошкой стояли перед иконой Создателя. Он внимательно вглядывался в нас, молчал и только ждал. Чего он ждал?
- Мне пора, - прозвучали мои слова, теперь точно в последний раз.
- Что нам делать с крестом? – напоследок спросил Олег.
- Тошка знает, поймет, прислушивайтесь к нему.
- Он тоже уйдет?
- Станет Странником, как и я. - Тошка стоял рядом, одновременно слушая нас и слушая другой, свой мир. Он был с нами и не с нами. - Он пойдет дальше меня.
Мы обнялись с Олегом, это было по-человечески. А с Тошкой просто переглянулись. Он, как и я, все дальше отходил от людей. Куда заведет его дорога, даже предположить было невозможно.
Проводить меня вышли все жители цитадели. Их было много. Я не мог проститься с каждым, поэтому помахал рукой и поклонился этим мужественным людям.
Близилась ночь. Маленький кусочек неба очистился от облаков, в нем сверкнула одинокая звезда. Быть может это была звезда, которую я увидел первый раз на сеновале у Степаныча.
Я пошел в сторону метро к порталу. Мне вслед включили прожектор. Он освещал дорогу, впереди двигалась моя черная тень. Но через несколько шагов я преступил невидимую черту – освещенный путь потемнел, а моя тень стала белой.
Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.