Найти тему
Оксана Воронцова

Поцелуй.

Скульптура Johnson Tsang
Скульптура Johnson Tsang

« – Вот с губ моих весь грех теперь и снят.

– Зато мои впервые им покрылись.

 – Тогда отдайте мне его назад.». Уильям Шекспир.

Сколько же самых разных ассоциаций вызывает у каждого из нас это слово. Кто-то сразу вспомнит прекрасных «Амура и Психею», а кто-то непосредственно «Поцелуй» Огюста Родена несмотря на то, что изображённые в мраморе герои ни в первой, ни во второй скульптуре не касаются друг друга губами. Ещё? Что ещё ассоциируется с этим способом выражения чувств? Приветствие? Уважение? Душа? Дружба? Любовь? Лобзание? Страсть? Страсть, губительная для души? Предательство?

Сегодня Великая среда – среда Страстной недели, день, когда Иуда Искариот предал Христа первосвященникам за тридцать сребреников. Этому предшествовал поцелуй в Гефсиманском саду: «О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал — бесы радовались и сплетали веревку для повешения.». (Апокриф «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад»).

"Взятие Христа под стражу". Лист 2 из серии "Гравированные страсти", Германия, Нюрнберг. 1508. Бумага; гравюра резцом.
"Взятие Христа под стражу". Лист 2 из серии "Гравированные страсти", Германия, Нюрнберг. 1508. Бумага; гравюра резцом.

Смысловой центр гравюры Альбрехта Дюрера «Взятие Христа под стражу» смещён вправо. Иуда, который подошёл, чтобы поцеловать Учителя, держа за спиной заветный мешок с деньгами, подаёт знак стражникам. Лица Спасителя и Иуды почти слиты, при этом на лицо предателя падает глубокая тень. Лик Спасителя озарён лучом света. Выражение Его лица, помимо усталости от молитвенного напряжения и душевной скорби, выражает глубокое смирение и абсолютную любовь к своим врагам. Кажется, что в этом моменте – в момент поцелуя – остановилось время. Христос словно не замечает окруживших Его вооруженных стражников, один из которых пытается накинуть верёвку на шею. Присмотритесь: Дюрер нашел довольно оригинальное решение сцены поцелуя Иуды и ареста Христа. При поцелуе Иисус остался с закрытыми глазами, таким образом, он как бы изолирован от шумной борьбы Петра с Малхом на первом плане и от находящихся сзади стражников (одному из которых в соответствии со Священным писанием вступившийся за Христа Пётр отсёк ухо). В момент поцелуя кажется, что он даже не замечает, что над его головой повисла в воздухе петля, символически заменяющая нимб…

Вот такая авторская ассоциация, связанная с поцелуем, который, став нарицательным, предопределил дальнейшее развитие и длительное многовековое повествование этой известной истории. Короткий рассказ, в отличие от глубоких научных исследований, можно сравнить с коротким поцелуем. Стивен Кинг так и говорил об этом: "Рассказ – совсем другое дело. Рассказ - это короткий поцелуй незнакомца в темноте. Разумеется, это тебе не любовная связь или узы брака, но в поцелуях есть своя прелесть, в их мимолётности таится особая привлекательность.".