Ответ, казалось бы, очевиден - Пасху Христову, Воскресение. Безусловно, в наши дни это так. Однако, если задаться вопросом, всегда ли так было, ответ будет отрицательным.
Если вернуться мысленно во времена Христа и постараться восстановить канву событий, то, пользуясь общеизвестными источниками, легко можем убедиться, что Христос с учениками накануне предстоящих драматических событий, определивших сущность мира от тех дней до нашего времени, готовился отмечать Пасху. То есть, во времена, предшествовавшие Христу, Пасха уже была, и была широко известна. Попытка отрицать это немедленно приводит нас к шизофреническому выводу, что Христос праздновал своё предстоящее Воскресение.
Давайте вместе разберёмся. Для этого нам не надо изучать горы старинных манускриптов и строить многоходовые комбинации, пытаясь открыть истину "на кончике пера". Она почти всегда находится на поверхности, требуя лишь немного более пристального взгляда и неравнодушия.
Сама Библия содержит указания о том, как надо отмечать Пасху. Одно из них - типично клерикальное и астрономическое, и относится к процедуре установления вычисления даты наступления Пасхи, так называемое "правило о Пасхе". Оно в основном регулирует календарные аспекты и предназначено для недопущения празднования одновременно с Пасхой Иудейской (!). Здесь нам интересно пока указание на то, что и до Христа Пасху праздновали иудеи тоже. То есть, дохристову Пасху праздновали всенародно. Она касалась всех.
А вот, что по поводу Пасхи сообщает Википедия:
Па?сха (греч. ?????, лат. Pascha, ивр. ?????? [Pesa?]), Воскресе?ние Христо?во (греч. ? ????????? ??? ????? ???????), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник[1][2].Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа[1][2], которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения[3][прим. 1]. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств»[4].В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.Еврейское слово Пе?сах обозначает иудейскую Пасху[5]. Оно связано со словом паса?х (ивр. ?????? — «миновал, прошёл мимо»), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта[6]:
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.— (Исх. 12:29)
Арамейское название праздника, которое звучит как писха[6], вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: paques (фр.), pascua (исп.), пасха (рус.) и так далее[7].Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена[3][6], хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием[8][9][10].
Почему празднование было всенародным позволяет понять другое указание Библии, как надо есть пасху (пасхального агнца или козлёнка), цитирую:
"…в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и С ГОРЬКИМИ ТРАВАМИ пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и …
… от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках …
… до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. ваших, и ешьте его с поспешностью: ЭТО - ПАСХА ГОСПОДНЯ" (Исход 12:1-11)" (взято из Новой Хронологии, ПРОРОК ЗАВОЕВАТЕЛЬ. Уникальное жизнеописание Магомета).
Итак, имеющейся информации достаточно для непротиворечивого вывода: до Христа Пасху праздновали как День Великого Исхода Народа из Африки.
Судите сами:
- Слово "Пасха", иногда написанное как "Песах", "Пасах" и даже "Писах", тем не менее узнаваемо.
- Иудеи прямо переводят его как "прохождение мимо".
- Если прочитать его по-славянски, получается па-с-ха, то есть движение/поход/уход/исход - с - Ха.
- В сочетании с вышеупомянутым указание Библии о способе употребления пасхального агнца рисует простую, суровую, но понятную картину всеобщей эвакуации с элементами карантина (что очень разумно - см. короновирус): пищу приготовить на огне, потроха и субпродукты - сжечь; к назначенному часу всем быть в готовности (одетыми и экипированными (шапки на головах, пояса на чреслах, обувь на ногах, и даже посохи в руках), есть с поспешностью, ждать не будут). Движение начинают все одновременно по условному сигналу.
Так отмечали первую Пасху. А за ней - и все остальные, ежегодно, в память о Великом Исходе. Пока события в Иерусалиме (не путать с Эль-Кудсом) времён Христа не перекрестили её в Пасху Христову, однозначно в силу новизны и планетарной значимости последовавших событий.