Найти тему
Беерот Ицхак

Эмор — Что такое «осквернение Имени Творца»?

Оглавление

Какой грех считается самым серьезным? Это объясняется в трактате Йома (86а).

Спрашивает раби Матия бен Хараш раби Элиезера бен Азария в Риме: «Я слышал, что есть три вида искупления грехов, которые объяснял раби Ишмаэль?» Тот отвечает: «Есть три вида, и с каждым из них — тшува (раскаяния, исповедь, принятие на себя полностью отречься от греха): если человек нарушил повелительную заповедь и сделал тшуву, то он удостаивается немедленного прощения. Как сказано (Ирмияу, 3:22): “Вернитесь, дети шаловливые!” (отсюда мы учим, что есть грех, который достаточно искупить тшувой – Раши)».

Если человек нарушил запретительную заповедь, и сделал тшуву, то это задерживает наказание, а Йом Кипур искупает, как сказано (Ваикра, 16:30): «В Йом Кипур будут искуплены все ваши грехи» (отсюда мы учим, что есть грех, который искупается посредством тшувы и Йом Кипура – Раши).

Если человек совершил грехи, наказание за которые – карет или смерть по закону еврейского суда, и сделал тшуву, то тшува и Йом Кипур задерживают наказание, а страдания очищают до конца, как сказано (Теилим, 89:33): «Розгой припомню Я их преступление (против Меня) и язвами – их прегрешение» (отсюда мы учим, что есть грех, искупление которого требует страданий – Раши).

Однако тот, кто осквернил Имя Всевышнего (Раши: согрешил сам, и стал причиной грехов других людей), ему не поможет ни раскаяние, ни Йом Кипур, ни страдания. Они все только задерживают наказание, и лишь смерть очищает окончательно. Как сказано (Йешаяу, 22:14): «И открылся моим ушам Б-г Воинств (т. е. Всевышний сказал мне): [что не] будет искуплен вам этот грех, пока не умрете!».

Спрашивают наши мудрецы: «Что такое “осквернение Имени Творца”»?

Сказал Рав: «Например, если я возьму мясо у мясника и не заплачу сразу же». Объясняет Раши: когда я плачу не сразу, он говорит, что я – жулик (т. е., я не заплачу), и учится у меня пренебрегать чужим имуществом.

Сказал раби Йоханан: «Например, если я пройду четыре локтя без Торы и без тфилин». Объясняет Раши: поскольку люди не знают, что я ослабел в активном занятии Торой, они научатся от меня пренебрегать учебой Торы.

Это просто страшно! Представьте себе, есть два еврея. Один – закоренелый преступник. Нарушал запреты идолопоклонства, прелюбодеяния и кровопролития. Нет греха, который бы он совершил, и нет заповеди, которую бы он выполнил. Но он не осквернял Имя Всевышнего, поскольку никто не ожидал от него хороших поступков, и ни на кого он плохо не повлиял. Наоборот, все отдаляются и отстраняются от него. И он желает раскаяться за всех свои грехи и преступления. А второй еврей – важный уважаемый рав с седой бородой, нет заповеди, которую бы он не выполнил, и нет греха, который бы совершил, кроме одного-единственного: раз в жизни прошел без очереди, поскольку спешил дать урок. Его ждала целая ешива, речь шла о битуль Тора многих людей… И он тоже хочет раскаяться за этот свой единственный грех. Чье раскаяние будет принято раньше?

Преступник – после того, как раскается, проведет Йом Кипур, переживет все страдания, которые ему полагаются, — его грехи будут искуплены. А второй еврей – его грех будет искуплен только смертью… И объясняет рав Ицеле Блазер, что речь идет о страшнейших смертных страданиях, более тяжелых, чем все страдания в мире!

Как это можно понять?!

читать дальше