Найти тему
Лилия Габдрафикова

У каждого свой Тукай: "Было больно и шрам до сих пор на ноге"

О великом татарском поэте Габдулле Тукае мы говорим всегда, не только в апреле (хотя этот весенний месяц особенно памятный для почитателей его таланта). Для меня Тукай, прежде всего, свидетель невероятной эпохи перемен. Причем свидетель не молчаливый, а пишущий. Невозможно представить историю татар XIX - XX веков без него, без его колкостей, без его грусти и надежды. Спасибо ему за это.

Тукай родился в XIX веке, а умер в начале ХХ века. Прожил всего 26 лет, но за этот короткий период вокруг произошли невероятные перемены. И в целом, в мире, и в жизни татар. Некоторыми новинками этого периода мы пользуемся до сих пор: телефон, электричество, разные виды транспорта. Все эти предметы появились в период модернизации, и заняли свое место во всем мире.

Памятник Габдулле Тукаю в Альметьевске тоже указывает на эпоху модернизации и современность поэта
Памятник Габдулле Тукаю в Альметьевске тоже указывает на эпоху модернизации и современность поэта
Люди эпохи Тукая по разному отнеслись к новшествам и переменам, кто-то боялся, кто-то сомневался. Габдулла Тукай наоборот приветствовал все изменения, в этом смысле он был человеком модернити. Наверное, поэтому он и сейчас звучит очень современно.

В начале этого года (2021 г. - прим.) меня пригласили провести специальную экскурсию в Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани. Я решила посвятить свое выступление эпохе поэта. Это был разговор не только о самом Габдулле Тукае и деталях его биографии, но и обзор татарской повседневной культуры конца XIX – начала XX веков.

Экскурсовод готовится... Фото: С. Хамидуллин
Экскурсовод готовится... Фото: С. Хамидуллин

Например, почему татарские шакирды учили русский язык? Как относились к приемным детям в татарском обществе? Почему в татарских богатых домах было много зеркал? Какие брюки тогда считались харамом? Каким был образ прогрессивного татарина начала ХХ века и многое другое. Видеоверсию данной экскурсии можно посмотреть на ютуб-канале "Татар йорт" .

Конечно, отдельно стоит отметить сам Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани. Наверное, не все еще успели посетить его после грандиозного обновления-реставрации. Самое главное, музей сохранил исконную душевность, в тоже время здесь можно встретить и робота-экскурсовода в каляпуше, и множество интерактивных экспонатов. Музей шагает в ногу со временем. Очень символичен и уголок "Тукай-центр", где собраны книги татарского поэта на языках народов России и мира, а также самая разнообразная литература о нём. Модернизация - это ведь первая ступень глобализации. Поэтому и "Тукай-центр" вот такой вот глобальный.

Тукай-центр, Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани. Фото: С.Хамидуллин.
Тукай-центр, Литературный музей Габдуллы Тукая в Казани. Фото: С.Хамидуллин.

Для меня знакомство с Тукаем началось случайным образом. Где-то в 8-9 лет, будучи человеком уже хорошо читающим и страшно любопытным, наткнулась на автобиографию поэта. Конечно, никто мне не говорил: "прочти это", эта была исключительно самостоятельная находка в домашнем книжном собрании. И тем ценнее она воспринималась. В столь малом возрасте, я еще не знала о существовании мемуаров и это было еще знакомство с первым документальным произведением.

Оно было написано простым и живым языком, в то же время подкупало какой-то нелитературностью. Там не было излишних эмоций. Тукай как-то спокойно описывал, как остался без родителей, как босиком стоял на морозе и ждал, словно котенок, когда же его пустят в дом; или как его случайно ударили по ноге. "Почему же я написал об этом? - вопрошает сам же поэт и отвечает очень просто, - потому, что было очень больно и до сих пор на ноге остался шрам от этой раны". Конечно, эти записи сильно потрясли меня, а некоторые эпизоды так и остались в памяти. И тот "шрам", наверно, был не только от физической раны...

Из экспозиции Литературного музея Габдуллы Тукая в Казани. Фото: С.Хамидуллин.
Из экспозиции Литературного музея Габдуллы Тукая в Казани. Фото: С.Хамидуллин.

Многогранность творчества Габдуллы Тукая и его особое восприятие мира, наверное, объясняется как раз детством. Как сегодня модно выражаться, его детскими травмами. Но они не сделали из него вечно ноющую жертву, а лишь закалили. Те, кто, к сожалению, потеряли в столь раннем возрасте родителей, отца или мать, конечно, смотрят на мир иначе. Поэтому к своим двадцати с лишним годам и Габдулла Тукай выглядел уже понимающим и мудрым не по возрасту.

Фото: С.Хамидуллин
Фото: С.Хамидуллин

Для нас Тукай, конечно, не только поэт. Он - символ татарского народа, поэтичного и грустного, но в то же время сильного и закаленного своими ранами. Еще до 1917 года многие поняли силу творчества Габдуллы Тукая, силу его личности.

Меня поражают семейные рассказы о том, как моя прапрабабушка Фатима (она была старше Габдуллы Тукая и получала образование, скорее всего, только у местной абыстай), всю жизнь прожившая в зауральской деревне, любила петь "Туган тел". Остается только догадываться, каким образом эта песня дошла до неё. Вот - сила творчества Тукая.

После смерти поэта музыкант Загидулла Яруллин сочинил "Марш Тукая", а его сын Фарид Яруллин позднее, уже в советское время станет автором балета "Шурале". До революции портретами Габдуллы Тукая украшались тетради, свидетельства и другие учебные принадлежности. И даже выпускались конфеты, где также был изображен Тукай. Производилось и такое же мыло. В целом, сам Тукай к таким вещам относился с юмором. До этого была аналогичная продукция с Гаспринским. И в одной из своих записей поэт пишет: "татарином может считаться только тот, кто пользуется мылом этого человека, пьет чай с его конфетами. Разве так можно?"

Но после смерти Габдуллы Тукая ситуация повторилась, ведь народ сам выбрал его символом татарскости.