Я не могу сказать, что «Джоджо» - это лучшее аниме на свете, потому что я не смотрел все аниме на свете. Но это точно одно из лучших аниме про Мужчин. Именно про Мужчин с большой буквы, как бы пафосно это ни звучало. Серию в целом можно назвать одой маскулинности, потому что в нем показываются ценности, традиционно ассоциирующимися с мужскими. Сила духа, смелость, честность, доброта и немного ерничества - вот качества, которыми обладают здешние «Джоджо». Почему их зовут так странно - Джоджо? Как правило, это прозвище, созданное из двух первых слогов имени и фамилии персонажа.
Что выделяет серию среди других подобных аниме в жанре «сёнэн» (читай - для мальчиков), так это именно этот образцово-показательный аспект. Это аниме не о том, как брутальные качки всех побеждают, а скорее о ценностях, которые отделяют «хороших» парней от «плохих». И именно в первом сезоне - «Призрачная кровь» - эта дихотомия проявляется наиболее ярко. Это классическая история борьбы добра со злом, выраженная в ипостасях персонажей Джонатана и Дио.
История противостояния Дио и Джонатана - это одновременно готический ужастик про вампиров и пересказ Каина и Авеля в сеттинге викторианской Англии. В перерывах между эпизодами истории поистине библейских масштабов происходят типичные аниме-бои с гротескными чудовищами и древними воинами.
Авторы не церемонятся с завязкой: уже в первой сцене нас знакомят с семьями Джостаров и Брандо, отпрыски которых будут сражаться на протяжении почти века. Будучи на пороге смерти, Джордж Джостар обещает пришедшему на помощь Дарио Брандо, что примет его сына, Дио, в свою семью после смерти Брандо. Дарио спасает Джорджа, и через несколько лет Дио приезжает в особняк Джостаров, где наш протагонист Джонатан вовсю учится быть джентльменом.
Получается это у него так себе - он слишком нетерпелив, он не умеет постоять за себя в драке, хотя и вступается, «по-джентльменски» за обиженную девушку. Он слишком избалован богатым окружением, чтобы по-настоящему хотеть чего-то в жизни. Он знает, что ему достанется в конце концов все от отца. Так зачем стараться? И поэтому вполне логично, что с появлением Дио - бедняка из низов, прошедшего через мясорубку уличных драк и научившегося лгать и обманывать без зазрения совести - начинается и крушение Джонатана.
Крушение, конечно, в метафорическом смысле. Дио уничтожает его скорее психологически, нежели физически. Он постоянно выставляет Джонатана в неприглядном свете перед отцом (который, конечно, более требователен к нему, чем к Дио). Он бросает его любимого пса в котел для сжигания листьев. Он крадет первый поцелуй у девушки Джонатана. Почему Дио творит все эти злодейские вещи? Ранее в аниме есть сцена, где показано его презрительное отношение к алкоголику-отцу, а также к своему бедняцкому происхождение. Он ненавидит не богатенького Джонатана, а скорее факт, что тому досталось все в жизни просто так. Дио - это воплощение в индивиде коллективной озлобленности, которую бедные чувствуют по отношению к богатым. Эта озлобленность руководит всеми его действиями. Он существует, чтобы уничтожить Джонатана. Какой в таком случае у последнего выход? Конечно, стать сильнее.
Джонатану впервые удается победить Дио в драке, и с того момента начинается его становление как типичного героя аниме. Позже он сражается в подворотнях Лондона с самим Джеком-потрошителем и неким Спидвагоном, чтобы добыть лекарство для отца. Последний после поражения от Джоджо внезапно становится его закадычным другом (типичный сюжет в аниме - два персонажа после дуэли братаются как лучшие друзья). Из слабака Джонатан превращается в сильного и уверенного в себе воина. Он идет на последний, казалось бы, конфликт с Дио, которому некуда бежать…
… и здесь аниме полностью оправдает свое название, а точнее часть про «Невероятные приключения». Из социальной драмы о противостоянии богатых и бедных сериал превращается в битву супергероев и злодеев, только в тематике готического ужастика. Дио обращается в могущественного вампира с помощью древней маски, бог знает как оказавшейся в поместье Джостаров. Особняк горит, следует драка между ним и Джонатаном, которая нарушает все законы физики. Вампиру все-таки удается бежать, а Джонатан в погоне за ним встречает настоящего волшебника.
Здесь аниме начинает следовать логике «Путешествия героя» - оказавшись перед сверхъестественной угрозой, герой должен приобрести сверхъестественные же способности. Обычно их дарует фея или чародей. В первом сезоне это Уильям Цеппели (подозрительно похожий на Сальвадора Дали). Он обучает Джонатана технике Хамона, которая, по сути, является суперсилой.
Хамон - это энергия из лучей солнца, которая появляется в теле человека после исполнения особой техники дыхания. Идея приобретения суперспособностей через дыхание не нова - напротив, это одна из самых древних идей человечества и особенно азиатского мира. Так, жизненная энергия в йоге зовется «праной», что буквально означает «дыхание». Точно так же слово «чи» или «ки» в Японии и Китае означает энергию жизни в человеке и опять же переводится как «воздух» или «дыхание». Стоит сказать, что дыхательный процесс в восточном мировоззрении всегда неразрывно связан с жизнью и смысл этих слов в связи с этим часто путается.
Но это еще не все. Пользоваться хамоном Джоджо может только при свете солнца (поскольку человек использует именно энергию солнца). И это еще одна идея, кажущаяся на первый взгляд бредом, но которая имеет глубочайшие корни в мифологии разных народов. Роль солнца во многих мировых религиях трудно переоценить. Чаще всего это центральный элемент верований разных народов. В той же Японии богиня солнца Аматэрасу является ключевой фигурой синтоизма. Психолог Карл Юнг сравнивал либидо (либидо следует понимать более широко, нежели просто сексуальную энергию - это психическая энергия в целом) со светом солнца. Солнце - это нечто толкающее нас на действие, нечто, дарующее силы.
В процессе изучения техники хамона Джонатан обуздывает свою жизненную силу. Он учится направлять ее в правильное русло, изменять по своей воле, чтобы побеждать врагов. Он больше не подросток с дефицитом внимания, который расплескивает энергию куда попало. После встречи с Цеппели он полностью овладевает мастерством хамона, а значит, полностью контролирует себя. Многие духовные практики мира делают упор на самопознании и самоконтроле. Джонатан приходит именно к этому.
Таким образом, при всей бредовости происходящего в «Джоджо» - люди особым образом дышат, чтобы превратить энергию солнца в направленную энергию собственного тела - ты не смеешься во весь голос и не говоришь «Что за ерунда!». Хирохико Араки удалось использовать этот глубокий символизм простых и понятных вещей в суперспособности для главного героя. Ты не задаешься вопросом «Почему?», ты понимаешь, что это так и есть на уровне подсознательного восприятия. Мы отлично понимаем, что правильное дыхание - путь к обретению силы и что солнце дарует нам энергию. В «Джоджо» это все лишь было гиперболизированно.
Дальнейшим образом расписывать сюжет нет смысла. Не хочется спойлерить концовку для тех, кто не смотрел. Скажем так, история разрешается в привычном для готического ужастика ключе. А Джонатан в конце превращается в настоящего джентльмена - того, кем так упорно хотел стать еще в первой серии. Только для этого ему пришлось лишиться всего в жизни. Однако он доказал Дио, что его сила и богатство не основаны на отцовском наследстве. Они основаны на мужестве и героизме, которые он проявляет в боях. Они основаны на доброжелательном отношении к людям и на умении находить союзников. Ну и, конечно, на магической энергии дыхания и солнца. Не считая последнего, эти качества каждый может найти в себе сам, когда встречает в жизни зло. И поэтому история борьбы Джонатана и Дио до сих пор захватывает ум, хотя следующий сезон «Невероятных приключений» уводит разум в миры еще более захватывающие.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.