Половина родителей удивляется, как это слово может вызывать вопросы. Ведь оно должно действовать как сигнал остановиться, категорично и четко.
Вот протягивает ребенок руку к горячему чайнику – нельзя, и ребенок руку одергивает, не успев коснуться.
Другая половина родителей опирается на различные китайские, японские, да еще шут знает какие методики воспитания, и до солидного возраста ребенка со словом "нельзя" даже не знакомят. Но мы-то знаем, что эти методики – лишь оправдание неудачливых родителей в нежелании воспитывать в ребенке хоть какое-то уважение к окружающим.
Всегда расстраиваюсь и задаюсь вопросом: ну почему в нашем учреждении для особенных детей среди родителей преобладают именно представители другой половины?
(нервно сжимаю зубы и щелкаю пальцами)
Никита
Мальчик 8 лет, с особенностями (РАС). Приезжает к нам раз в полгода на 3 недели уже несколько лет подряд, посещает занятия в наших кружках. Каждый раз, как будто ритуал для него: зайдет, и – с песнями мимо парты. Хоть и приучают его психологи уже 2 года, что его рабочее место – вот здесь, за партой.
Но Никита обязательно прямым ходом направляется к моему столу, нагло открывает выдвижной ящик (со шпингалетиком!) и копается там долго, усердно. Говорю ему: "Нельзя, это не твое", - и закрываю ящик. Он отпихивает руку и начинает ныть.
- А мама его говорит: "Вы зря так, он все равно не успокоится, пока не найдет то, что ему хочется".
- "А в школе у учителя он тоже в столах копается?" – спрашиваю.
- "Но мы же не в школе", - возражает мама, - "Сейчас он что-нибудь себе найдет и отстанет от вашего стола, успокойтесь".
Да-да, конечно, а если у меня там личные вещи, например, гигиенические средства или лекарства. И ведь честно всегда закрываю на шпингалет!
Никита, накопав в ящике леденец, хватает его, смеется, и уже потом садится за парту. А мама продолжает: "Ух ты, нашел! А теперь сами попробуйте отнять. И что я с ним сделаю? Мы дома ему ничего не запрещаем. Почему я здесь должна резко ломать его устои? Зачем?"
Правда, а зачем?
Тимур
Зато другой мальчик (с теми же особенностями и такой же по возрасту) ведет себя совсем иначе. Как-то пришел он в кабинет музыки, и встал, открыв рот, у полки с музыкальными инструментами. Потом вдруг резко улыбнулся и схватил балалайку. (Вероятно, судя по выражению лица, нашел в ней что-то знакомое лично ему).
- Его мама вовсе не строго ему говорит: "Тимур, зачем ты взял? Это не твоя балалаечка, а тётина. Хотя бы спросил, можно ли взять".
- Тима стыдливо опустил голову и спросил: "Моззя?"
- "Можно", - ответила специалист по музыкотерапии и улыбнулась… Редко когда встретишь у нас ребенка, который не стыдится спросить разрешения.
И ведь правильно понял с первого раза. Когда один из малышей полез на полку за погремушкой, Тимур убрал его руку и сказал: "Низзя! Надо спасить у тёти, а потом взять!"
Ну, игрушки да погремушки – понятное дело, если их без спроса взять, то ничего не случится. Но ведь слово "нельзя" важно знать прежде всего для безопасности: чтобы не получить вреда от острых или горячих предметов, не угодить в люк на улице, чтобы избежать проглатывания того, чего не нужно, и для сохранения здоровья в целом.
Вопреки мнению "поклонников японских методов" слово нельзя не ограничивает свободу детей и не умаляет их достоинства.
Я думаю, надо как можно раньше познакомить ребенка с этим словом, чтобы потом, в будущем, не нажить себе проблем в нашей и без того сложной жизни.
Спасибо за уделенное внимание, желаю всем читателям преодолевать все сложности играючи. Никогда не унывать и не опускать руки… потому что – нельзя)
Зато можно и нужно заходить ко мне в гости хоть каждый день, ставить добрые лайки и подписываться на КАНАЛ
Еще по теме:
Ребенок, который никогда не улыбался, не вовремя рассмеялся
Любящая мама изрядно заигралась в малыша
Не смогла понять переживаний особенной девочки, которая любит бабочек
Наш любимый ученик, который ел то, что есть не принято
#дети и родители #учителя и дети #особенные дети #поведение детей