Найти в Дзене
FFT.read

Проблемы киноадаптаций видеоигр

Оглавление

После недавнего просмотра перезапуска серии Мортал Комбат на киноэкранах, у меня осталось некое странное послевкусие. С одной стороны, всегда приятно, когда по играм снимают кино, с иной же - не покидает чувство обиды и разочарования. Складывается впечатление, что киноделы совершенно не имеют представления о том, что они снимают. Скудный нарратив, прененбрежение лором (история вселенной), "слабые" протагонисты, желание напихать как можно больше персонажей и остылок для фанатов - это только верхушка айсберга плохой адаптации. Чтобы не выглядеть снобом, подчеркну, что хорошие примеры также присутствуют. На ум приходят "Обитель зла" и недавно вышедшее на Netflix аниме по вселенной "DOTA 2". Однако, и тут есть свои нюансы. Если, в случае с кинофраншизой "Обитель зла" взята концепция вселенной, на которую наложили вполне себе сносное повествование, то с Дотой всё ещё проще - в игре изначально нет сюжета, как такового. И, взяв подходящих персонажей с некой предысторией, остается только придумать интересное повествование. Корейские создатели полностью справились с этой задачей. К сожалению, плохих примеров гораздо больше - это Макс Пэйн, Хитмен, Варкрафт, Смертельная Битва 2, Сайлент Хилл 2, Дум, Ведьмак(Netflix) и многие другие. Но, чтоб не выглядеть голословным хейтером, объясню свою позицию на примере, выходящего в скором времени сериала по мотивам "Assasin's Creed".

Любой, кто хоть раз играл в видеоигры, как минимум слышал об этой игре. Огромная франшиза Assassin's Creed насчитывает уже 12 частей. С выходом крайней, абсолютно "новой" Assassin's Creed Valhalla, создатели анонсировали совместный проект с Netflix - сериал.

Главные герои всех частей Assasin's Creed
Главные герои всех частей Assasin's Creed

При огромной популярности игры и всех возможностях Netflix, эта попытка, находясь в зародыше уже обречена на 5/10 и, вряд ли будет лучше чем одноименный фильм, вышедший в 2016 году. Проблемой которого были великолепные актеры, играющие "пустых" персонажей, добротные боевые сцены, но без заметного повествовательного содержания. Фильм Assassin's Creed (рус. Кредо Убийцы) представляет собой классический пример о том, как сложно превратить обширный и многомерный игровой мир в историю, подходящую для других форматов.

Майкл Фассбендер в роли главного героя - ассасина Агилара, в фильме Кредо Убийцы
Майкл Фассбендер в роли главного героя - ассасина Агилара, в фильме Кредо Убийцы

В играх Assassin's Creed используется обрамление современного конфликта и драматически воссозданные воспоминания предков персонажей в разные исторические периоды. Эти воспоминания составляют основное действие игры и очень полюбились геймерам. В то время, как сюжетные линии, происходящие в настоящем, кажутся довольно странными и лишними. Игрока не покидает желание побыстрее вернуться во Флоренцию, Древний Египет или в Париж. На примере первой части игры, вышедшей в 2007 году, сюжет выглядит так: Дезмонт Майлз, с помощью некой машины Анимус вынужден переживать воспоминания своего далекого предка - левантийского ассасина Альтаира ибн-Ла'Ахада. Чтобы в настоящем помочь тамплиерам найти древние артефакты - Частицы Эдема. Это не шекспировский прием с двумя отдельными повествованиями, которые просто отражают и комментируют друг друга. Скорее, истории напрямую влияют друг на друга: Вы должны отправиться в прошлое, чтобы раскрыть местонахождение артефактов в настоящем.

Альтаир ибн-Ла'Ахад - ассасин, с которого начиналась серия игр Assasin's Creed
Альтаир ибн-Ла'Ахад - ассасин, с которого начиналась серия игр Assasin's Creed

Сюжет Assassin's Creed никогда не пытается воплотить в жизнь моральную глубину и потрясающие мир решения, как например, у получившей признание критиков франшизы видеоигр Deus Ex. История противоборствующих заговоров Deus Ex достаточно тонка, чтобы игрок чувствовал, что его выбор реальный и на что-то влияет. Как раз таки, из-за этого фильм Кредо Убийцы 2016 года был плохим потому, что вся франшиза, несмотря на многие действительно блестящие качества игрового процесса, атмосферы и графики - повествовательно бессвязна. Это может быть простительно в игре, построенной на атмосфере, великолепным окружении и крутых приёмах по устранению врагов, но этого недостаточно для жизнеспособного фильма.

Скриншот из Assasin's Creed Odyssey, детализация игры на восхитительном уровне
Скриншот из Assasin's Creed Odyssey, детализация игры на восхитительном уровне

В сравнение с Deus Ex, где каждая новая часть игры основывается на повествовании предыдущих, сохраняя при этом чувство удивления и неизведанного, франшиза Assassin's Creed совсем не прилагает усилий, как будто её издатели - Ubisoft каждый раз настолько увлекаются созданием прекрасных миров, что забывают наполнить их душой. Однако в игре присутствует интерактивность, свобода воли и эмоциональная вовлеченность, что даёт игрокам опыт, которого невозможно достичь в чисто линейных историях.

Еще одной проблемой является кардинальное отличие структуры игр от фильмов. Это особенно заметно, когда дело касается концовок. Написать удовлетворительный финал для романа или фильма очень сложно. Однако гораздо сложнее, если в финале аудитории предоставляется выбор, как закончить историю. Каждый раз, когда игрок принимает важное решение, по типу «да» или «нет», количество возможных концовок увеличивается в два раза. Ни один сценарист не захочет придумывать сотни концовок. Потому, у геймдизайнеров есть множество уловок, позволяющих уменьшить это число, создавая иллюзию выбора, постепенно возвращая игрока к основному сюжету. Тем не менее, большинство игроков будут счастливы, если серия интересных решений будет включать в себя нечто большее, чем просто выбор вариантов преодоления неких препятствий. Игроку нужен этически весомый выбор, который даст ему возможность в игровой форме исследовать свою систему ценностей.

Из-за того, что разработчики изначально не подражали кинематографическому повествованию, а использовали уникальные сильные стороны видеоигр, рейтинги сериала, как и фильма совершат "Прыжок Веры", то есть устремятся вниз с большой скоростью.

Прыжок Веры - прыжок с высокой точки, чаще всего в стог сена. Является самой отличительной и уникальной чертой серии Assasin's Creed
Прыжок Веры - прыжок с высокой точки, чаще всего в стог сена. Является самой отличительной и уникальной чертой серии Assasin's Creed

Итог

Из-за того, что разработчики игры всегда уделяли меньше внимания её нарративу, сюжет каждой последующей части строился на предыдущие как попало. Имхо, у будущего сериала есть несколько путей развития:

Создатели могут и дальше игнорировать озабоченность по поводу лора, концентрироваться на крутых трюках и окружении, т.е. пойдут по пути фильма. А также надеяться, что фанаты франшизы примут новый проект, как дополнительную историю в этой огромной вселенной. Но нити повествования настолько разрослись, что продать такое будет сложно. Им придется обратиться к Арахне. Чтобы та зашила все дыры и соткала что-то похожее на одноразовый попкорн-сериал.
В качестве альтернативы, они могли бы начать всё с нуля, т.е. переписать идею игрового сюжета и построить совершенно новый мир на её основе. Создание более правдоподобного мира первым, сделает франшизу только успешнее. Не обязательно копировать сюжет, заменяя только эпоху и имя главного героя. Можно пойти по пути Обителя Зла, где на одной идеи была создана отдельная параллельно существующая киновселенная.

Являясь фанатом данной игры, я обязательно посмотрю данный сериал, но на народных онлайн-площадках. Обновлять подписку на Нетфликс ради пилотного сезона из 8 серий, который с вероятностью в 80% закроется после премьеры - не вижу никакого смысла. Чего и Вам советую.

P.S. Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал, впереди много интересного. Загляните в телеграм-канал. Также слушайте подкаст на Яндекс.Музыка.

Все фотографии взяты из открытых источников.