Не подумайте, что в советском кино пиво пили только герои кинокомедий.
Правда жизни - и правда искусства - в том, что пенный напиток любят самые разные люди: от пролетариев до резидентов разведслужб. Удивительно, что во времена СССР пиво в кадре появлялось даже в фильмах для детей и юношества.
«Судьба барабанщика» (режиссёр – Виктор Эйсымонт, 1955 год)
Подробная, основательная экранизация одноимённой повести Аркадия Гайдара. Главный герой, мальчик Серёжа (Серёжа Ясинский), остаётся один дома в огромной Москве. Его простодушием пользуется мерзкий тип, шпана Юрка (Александр Лебедев). Он затягивает Серёжу в сомнительную компанию, которая по вечерам собирается в Сокольниках. Вот как сказано об этом в повести: «Меня угостили пивом. Стало весело, и все кругом смеялись тоже».
В кино это один из моментов, когда особенно остро сочувствуешь герою. Юрка и трое его подельников открыто облапошивают мальчишку. Им словно подыгрывает официант, который сначала заявляет: «Молодым подачи пива больше не будет», и всё-таки приносит заказ. Впрочем, культуролог, вероятно, объяснил бы, что пиво здесь – элемент инициации, проводник во взрослый мир.
«Семнадцать мгновений весны» (режиссёр – Татьяна Лиознова, 1973 год)
Любимый народный герой, штандартенфюрер Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев (Вячеслав Тихонов), на протяжении всего сериала пьёт разнообразные напитки, в том числе два раза – пиво. Сначала в ресторанчике «Элефант», том самом, где Центр устроил Исаеву встречу с женой перед тем, как направить его в Испанию. Весь диалог взглядов происходит при неявном присутствии на столе пригубленной кружки пива.
Второй раз Штирлицу приносят пиво в ресторане «Грубый Готлиб», куда он заходит, будучи уверен, что оторвался от слежки. Хозяин напутствует гостя: «Пей своё пиво, сегодня баварское».
Знатоки немецких пивных заведений утверждают: такой ресторан, действительно, есть, только не в Берлине, а в Халле – городе на берегу реки Зале, в Саксонии.
«Весна на Заречной улице» (режиссёры – Феликс Миронер и Марлен Хуциев, 1956 год)
Молодые, весёлые, скалят зубы и пьют пиво. Такими видит своих первых учеников молодая выпускница пединститута Татьяна Левченко (Нина Иванова). Она приезжает в город, где построен огромный металлургический комбинат и получает направление в вечернюю школу рабочей молодёжи. Место, кажется, незавидное – предшественница Татьяны из школы сбежала. Учить взрослых самодостаточных мужчин, зарабатывающих гораздо больше, чем преподаватель русского языка и литературы – занятие, мало способствующее довольству жизнью.
Ученики Татьяны Сергеевны – трудный исходный материал: авторитета молодой училки не признают, курят, пьют, и не всегда только пиво. Утешить Татьяну Сергеевну, вероятно, мог бы рубленный стих Маяковского:
Ну, а класс-то
жажду
заливает квасом?
Класс — он тоже
выпить не дурак.
Но педагог любит не пролетарского поэта, а Блока и пока даже не подозревает, что певца Прекрасной Дамы в её сердце скоро потеснит металлург Александр Савченко (Николай Рыбников).
«Большая перемена» (режиссёр – Алексей Коренев, 1973 год)
Влияние «Весны на Заречной улицы» на создателей «Большой перемены» очевидно. Почти все герои либо учатся, либо преподают в школе рабочей молодёжи, а любовная пара – разгильдяй Григорий Ганжа (Александр Збруев) и правильная учительница русского языка и литературы Светлана Афанасьевна (Наталия Богунова) демонстрируют наглядно и окончательно, в какой адок превратилась бы вероятная семья Татьяны Левченко и Александра Савченко, если б авторы «Весны на Заречной улице» не поставили в финале многоточие.
А где же тут пиво? - спросите вы. А вот оно, тёмное, видимо, "Бархатное» в кружках, которые держат Ганжа и его одноклассник Леднёв (Евгений Леонов). Ну, как не пропустить по ноль-пять перед уроками?
«Девчата» (режиссёр – Юрий Чулюкин, 1961 год)
Самое оригинальное применение бутылкам пива нашли герои фильма «Девчата» - бригада лесорубов во главе с Ильёй Ковригиным (Николай Рыбников). Бригадир наглядно объясняет новую технологию – как с меньшими затратами повалить больше деревьев. (Напоминает эпизод с картошкой из фильма «Чапаев», когда комдив говорит об основах тактики.)
«Молодняк сохраняем». – «Троса не рвём». – «Производительность во!» - «И зарплата». Правда, пока лесорубы при посредстве пива обсуждали рацпредложение, яичница у них сгорела. Хорошо хоть «Жигулёвское» осталось.
Окончание следует…