Когда в Париже несколько лет назад загорелся всемирно известный собор Нотр-Дам, мир был загипнотизирован на глазах разрушающимся огнем этого исторического и культового сооружения—одного из самых известных и посещаемых соборов не только во Франции, но во всем мире.
Несмотря на то, что очертания шпилей Собора Парижской Богоматери хорошо известны каждому, до недавних событий относительно немногие знали, что в нем находилась святая для христиан реликвия - терновый венц, в который, как считается, был облачен Христос во время событий Страстной недели.
Разрушительный пожар обострил внимание всего мира к собору, Парижу и в какой-то степени сделал более широко известным существование этой уникальной реликвии, среди прочих уцелевших после пожара.
***
Как и любая реликвия, аттрибутированная церковью с Иисусом Христом, терновый венец также вызывает скептицизм и вопросы к его происхождению у одних людей, другие убеждены в подлинности тернового венца.
Как одна из центральных реликвий Страстей оказалась в столице Франции? На чем основаны утверждения, что эта реликвия подлинная? Разве это не какой-то благочестивый миф?
С уверенностью можно сказать одно, что прибытию ныне известного тернового венца в Париж предшествовала драматическая история разграбления величественного города, обанкротившейся империи.
Терновый венец Царя Царей, как порой именуют Христа верующие, в глазах многих правителей мира, начиная со Средних веков, представлялся особенной реликвией, притягательным и уважаемым символом христианской веры. Иные короли непосредственно сыграли свою роль в истории существования этого тернового венца.
Так, в определенный момент истории усилиями французского короля Людовика IX Святого, желающего заявить о значимости Франции как христианского государства в средневековой Европе, терновый венец оказался в Париже.
Как бы кто не относился к терновому венцу Собора Парижской Богоматери, несомненно то, что реликвия играла подлинную роль в истории христианского мира.
***
В трех из четырех канонических евангельских текстах есть упоминание, что Иисус во время событий страстной недели был увенчан терновым венцом римскими солдатами (Марк 15:17, Матфей 27:29, Иоанн 19:2, 5). К примеру:
"Тогда Пилат взял Иисуса и вел ел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам."
Однако, ранние текстологические свидетельства о существовании и местонахождении тернового венца после распятия Иисуса если и существовали вообще, то не дошли до нас. Только в V столетии галло-римский епископ и святой Паулин Нольский (354-431 гг.) упоминал реликвии - терновый венец и крест - в своих трудах.
Столетие спустя римский сенатор, а затем монах Кассиодор (ок. 490-585) также упомянул реликвию тернового венца в своем комментарии к псалму 86.
Еще одно упоминание венца, датируемое VI веком, содержится в путевом дневнике анонимного паломника из Пьяченцы, который очевидно был христианином, происходившим из Италии и отправившимся в паломничество в Святую Землю. Он писал следующее: “В этой церкви [базилике церкви Святого Сиона] также хранится терновый венец, которым был увенчан Господь.”
С VI по X века сохранились сведения о раздаче шипов, взятых от венца, различным лицам, включая святого Германа (ок. 469-576), епископа Парижа.
Примечательно, что среди обладателей шипов тернового венца уже в период раннего средневековья стали христианские монархи - Карл Великий (742-814), король франков и император основанной им же Священной Римской империи, которому преподнесла их в дар императрица Византии Ирина (752–803), а позже англосаксонский король Этельстан (894-939). Выходит, что уже тогда сильные мира с почтением относились к данной реликвии.
***
Считается, что где-то в середине XI века корона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где она хранилась почти два столетия.
В XIII веке Робер де Клари (1170-1216), французский рыцарь, участвовавший в Четвертом крестовом походе (1201-1205), составил описание своих деяний во время крестового похода. Он между прочего рассказывает в своей хронике о различных драгоценных предметах и священных реликвиях, обнаруженных в величественном городе Константинополе:
"Внутри этой часовни были найдены… два остатка истинного креста... два гвоздя, которые были вбиты в ладонь его рук и в середину его ступней. И там же был найден благословенный веней, которым он был увенчан, сделанный из прибрежного кустарника, с острыми, как лезвия иглами.”
Четвертый крестовый поход в 1204 году привел к разграблению Константинополя. Это постыдлое деяние было официально осуждено папой Иннокентий III (р. 1198-1216), однако, событие привело к основанию Латинской империи (названной папой Гонорием III "как бы новой Францией" и в просторечии известной как ” Романия"), которая просуществовала до 1261 года.
Латинская империя сталкивалась со значительными проблемами за время своего короткого существования, включая присутствие изгнанных византийцев, которые хотели вернуть свою имперскую столицу, а также нехватку западной военной силы.
Многие западные жители покинули Святую Землю и поселились в контролируемом латинянами Константинополе, что в конечном итоге ослабило контролируемую христианами территорию на Латинском Востоке (Акра, одна из последних крупных христианских цитаделей на Святой Земле, пала под натиском мусульманской армии в 1291 году).
Последним латинским императором, правившим в Константинополе, был Балдуин II де Куртене (1228-1273), который также был единственным латинским императором, родившимся в городе.
Столкнувшись со значительными финансовыми трудностями, Болдуин отправился с визитами в Западную Европу, по стути проводя целую компанию по набору мужского населения и средств для укрепления силы империи.
Находясь во Франции, Болдуин получил известие, что его бароны заняли деньги у венецианцев и отдали терновый венец в качестве залога.
Он умолял короля Людовика IX (1214-1270) помочь ему погасить кредит, чтобы предотвратить передачи драгоценной реликвии в Венецию. В ответ Болдуин пообещал терновый венец Людовику.
В представлении набожного французского монарха Франция стала рисоваться своего рода новой Святой Землей, оплотом христианства в Европе. Людовик посчитал, что нет лучшего способа воплотить это видение, чем обладание мощами Страстей Господних.
Людовик искренне верил, что предложение Болдуина было знаком Божьим, и согласился предоставить средства молодому императору. Король Людовик послал двух доминиканцев (Жака и Андре), один из которых провел некоторое время в Константинополе и мог самолично убедиться в существовании реликвии, обладая при себе грамоту от монарха для использование в имперском городе.
Королевские гонцы прибыли 17 июня 1238 года, за день до истечения срока займа. Венецианцы, разочарованные тем, что драгоценная реликвия не отойдет на хрпнение их городу, согласились на погашение долга королем с тем условием, что Людовик позволит терновому венцу пробыть некоторое время в Венеции для возможности его почитания жителями республики.
Людовик согласился на эту просьбу, и в 1239 году корона была перевезена через море в Венецию, где ее встретили с большими почестями.
В том же году реликвия начала сухопутное путешествие во Францию. Во время этого путешествия в королевство Людовика хронисты сообщали о якобы происходящих чудесных явлениях, в том числе о погодных явлениях, когда в дневное время, когда перевозилпсь реликвия, не разу не шел дождь, но, когда она была в безопасности в укрытии ночью, случались проливные дожди.
Король Людовик IX и сам вознамерился сопровождать терновый венец до Парижа (вместе со своей матерью, братьями, несколькими епископами, баронами и рыцарями), встретив реликвию в девяноста милях от города Вильнев-л'Аршевек.
Оттуда король и его свита начали покаянную процессию в Санс, где реликвиювстречали с большой помпой. Священнослужители вынесли городскую коллекцию святых реликвий, чтобы приветствовать корону под звон церковных колоколов и звук органа.
Путешествие реликвии продолжилось по реке Йонна из Санса в Венсен в течение нескольких дней. Когда они приблизились к Парижу, Людовик и его брат Роберт внесли терновый венец в город босиком, каждый будучи облоченным лишь в одни туники. Оказавшись в городе, король сопроводил венец в собор Парижской Богоматери, где она была оставлена на время, прежде чем ее перевезли в королевский дворец, где терновый венец был помещен в часовню Святого Николая.
***
Полагая, что такая исключительная святыня не должна оставаться на хранении в маленькой дворцовой часовне, король Людовик IX приказал начать возведение специальной часовни на острове Сите, недалеко от Собора Парижской Богоматери.
Так появилась ныне известная как минимум всем туристам Парижа часовня в готическом стиле - Сент-Шапель (Святая часовня) - украшенная пятнадцатью изысканными витражами, на которых изображены 1113 сцен из Библии. Этот шедевр готической архитектуры был
освящен 26 апреля 1248 года.
***
Терновый венец оставался в стенах Сент-Шапель на протяжении более чем пятиста лет - до времен Французской революции. Со свержением монархии терновый венец был перенесен в Национальную библиотеку, где хранился на протяжении нескольких лет, пока архиепископ Парижа не получил ее обратно после подписания Конкордата 1801 года между Наполеоном и папой Пием VII.
Впоследствии терновый венец была помещена в стены Собора Парижской Богоматери. Заключенный в украшенный драгоценными камнями реликварий из горного хрусталя и уже представляя из себя только венок без шипов (шипы были переданы различным другим храмам и история их сущемтвования прндмет отдельных рассмотрений), он демонстрировался в первые пятницы месяца и по пятницам во время Великого поста, включая Страстную пятницу, когда у верующих появлялся непосредственный доступ к реликвии.
Хотя огонь уничтожил шпиль и деревянную крышу почти 900-летнего собора, в тот печально памятный момент парижские пожарные и священник Жан-Марк Фурнье спасли венец вместе с другими святыми реликвиями и святым причастием от возможного пламени огня.
История тернового венца продолжается...