Найти в Дзене

Советский "винтажный" гермошлем 50-х гг. Такого вы не видели

В 50-х гг. прошлого века, шло бурное освоение стратосферных полетов и средств защиты летчика на больших высотах. Одной из задач перед конструкторами и авиационными врачами-физиологами была разработка функциональной модели гермошлема, которая бы не только обеспечивала защиту на больших высотах, но и была удобна в эксплуатации и удовлетворяла эргономическим требованиям.
Ну хорошо, сдаюсь! Автор

В 50-х гг. прошлого века, шло бурное освоение стратосферных полетов и средств защиты летчика на больших высотах. Одной из задач перед конструкторами и авиационными врачами-физиологами была разработка функциональной модели гермошлема, которая бы не только обеспечивала защиту на больших высотах, но и была удобна в эксплуатации и удовлетворяла эргономическим требованиям.

Ну хорошо, сдаюсь! Автор блога согласен со своими читателями в том, что фотографии получились жуткими. Именно от этой фотографии у автора больше всего стынет кровь в жилах и бегут мурашки по коже. Лично мне данная фотография напоминает лорда Дарта Вейдера в шестом эпизоде, когда он захотел взглянуть своими настоящими глазами на Люка Скайуокера.
Ну хорошо, сдаюсь! Автор блога согласен со своими читателями в том, что фотографии получились жуткими. Именно от этой фотографии у автора больше всего стынет кровь в жилах и бегут мурашки по коже. Лично мне данная фотография напоминает лорда Дарта Вейдера в шестом эпизоде, когда он захотел взглянуть своими настоящими глазами на Люка Скайуокера.

Изучение истории развития конструкции авиационного гермошлема не менее интересно, чем наблюдение за эволюцией от обезьяны к современному человеку, где тоже имеются характерные признаки того, или иного вида, тупиковые ветви и недостающие звенья.

Гермошлемы так называемого 1-го поколения имели характерную особенность своей конструкции, которая состояла из лицевого гермокольца, отдельного щитка остекления и отдельной защитной каски.

Первые опытные образцы ГШ хоть и выполняли свою защитную функцию, спасая летчика от гипоксии, однако многие решения требовали существенных доработок в связи с чем конструкция гермошлема проходила существенную эволюцию и постепенно приобретала совершенные формы и узлы.

-2

Опытный образец гермошлема, о котором пойдет речь в данной статье стал своеобразным переходным звеном между первыми «примитивными» образцами начала 50-х гг. и ранними прототипами вошедшего уже в массовую эксплуатацию гермошлема ГШ-4 и его модификаций.

К большому сожалению, определить наименование гермошлема на данный момент не удалось, поэтому он получил условное обозначение «ГШ – Прототип№4».

Как было сказано выше, ГШ «Прототип-4» имеет классическую конструкцию для ГШ 1-го поколения и состоит из лицевого гермокольца с пелериной из замши (особенность опытных образцов), каски и лицевого щитка.

Идеальная фотография для наглядного примера, как было расположено лицевое гермокольцо.
Идеальная фотография для наглядного примера, как было расположено лицевое гермокольцо.

Смотровой щиток остекления

Щиток остекления состоит из двух полусфер: 1-ая полусфера выполнена из органического стекла и занимают большую часть. 2-ая полусфера выполнена из алюминиевого сплава и соединена с прозрачной частью перемычкой в лобной части. По краям полусфер проходит металлическая окантовка, которая служит каркасом для полусфер и одновременно замком лицевого гермокольца.

Еще одна идеальная фотография, на которой наглядно показана стыковка смотрового щитка остекления, но отсутствует каска гермошлема.
Еще одна идеальная фотография, на которой наглядно показана стыковка смотрового щитка остекления, но отсутствует каска гермошлема.

Наличие верхней непрозрачной полусферы судя по всему обусловлено необходимостью снижения нагрузки на прозрачную часть при воздействии избыточного давления и предотвращения выдавливания прозрачной части при создании избыточного давления в подшлемном пространстве.

Замки крепления выполнены компактно, нет той громоздкости и массивности, которая присутствовала на более ранних образцах.
Замки крепления выполнены компактно, нет той громоздкости и массивности, которая присутствовала на более ранних образцах.

В отличие от более ранних опытных образцов, замки крепления выполнены компактно и просты в применении, а вот клапан подачи кислорода и обратный клапан выдоха встроены в мягкую часть пелерины, что в принципе не свойственно для других моделей ГШ и является по своему уникальным конструкторским решением.

Каска гермошлема

В отличии от более ранних прототипов, каска данного ГШ могла полностью отделяться от гермокольца, что существенно облегчало ее надевание. В районе височной области имелись крепления для системы притяга, предотвращающей вырастание гермошлема.

-6

Не смотря на то, что данная модель гермошлема выглядела прогрессивно, она не получила дальнейшего развития и не пошла в серию т.к. во-первых, каска гермошлема не имела амортизационного слоя и как следствие, не обеспечивала защиту головы летчика во время ударов о заголовник при катапультировании и грубом приземлении на парашюте. Во-вторых, автор блога сомневается в целесообразности установки клапана подачи кислорода и обратного клапана выдоха на мягкой части пелерины т.к. ее динамические свойства могли препятствовать равномерному газообмену подшлемного пространства.

-7

Тем не менее, данный гермошлем был вполне рабочей моделью и автору блога «Прогулки в стратосфере» удалось даже найти на одном из плакатов фотографию испытателя одетого в данный гермошлем (возможно именно этот т.к. тираж партии был не велик).

Уникальная фотография с плаката: испытатель одетый в ВКК и описываемый в статье гермошлем участвует в испытаниях. Судя по оборудованию и манометру, речь идет о создании избыточного давления в натяжных устройствах ВКК и дыхании под избыточным давлением.
Уникальная фотография с плаката: испытатель одетый в ВКК и описываемый в статье гермошлем участвует в испытаниях. Судя по оборудованию и манометру, речь идет о создании избыточного давления в натяжных устройствах ВКК и дыхании под избыточным давлением.

Не известно и то, создан ли данный гермошлем на Заводе №918 (ныне АО «НПП «Звезда») или на другом предприятии.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере». К большому сожалению, автор блога не уверен в том, что найдутся коллеги- единомышленники, которые захотят или смогут найти более подробную информацию об описанных в моем цикле опытных образцах гермошлемов 50-х гг. прошлого века. Про копирайт ушлых, но не имеющих отношения к высотной авиации блогерах даже не говорю.

Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационного и космического снаряжения С.М. Дворников.