В 50-х гг. прошлого века, шло бурное освоение стратосферных полетов и средств защиты летчика на больших высотах. Одной из задач перед конструкторами и авиационными врачами-физиологами была разработка функциональной модели гермошлема, которая бы не только обеспечивала защиту на больших высотах, но и была удобна в эксплуатации и удовлетворяла эргономическим требованиям.
Изучение истории развития конструкции авиационного гермошлема не менее интересно, чем наблюдение за эволюцией от обезьяны к современному человеку, где тоже имеются характерные признаки того, или иного вида, тупиковые ветви и недостающие звенья.
Гермошлемы так называемого 1-го поколения имели характерную особенность своей конструкции, которая состояла из лицевого гермокольца, отдельного щитка остекления и отдельной защитной каски.
Первые опытные образцы ГШ хоть и выполняли свою защитную функцию, спасая летчика от гипоксии, однако многие решения требовали существенных доработок в связи с чем конструкция гермошлема проходила существенную эволюцию и постепенно приобретала совершенные формы и узлы.
Опытный образец гермошлема, о котором пойдет речь в данной статье стал своеобразным переходным звеном между первыми «примитивными» образцами начала 50-х гг. и ранними прототипами вошедшего уже в массовую эксплуатацию гермошлема ГШ-4 и его модификаций.
К большому сожалению, определить наименование гермошлема на данный момент не удалось, поэтому он получил условное обозначение «ГШ – Прототип№4».
Как было сказано выше, ГШ «Прототип-4» имеет классическую конструкцию для ГШ 1-го поколения и состоит из лицевого гермокольца с пелериной из замши (особенность опытных образцов), каски и лицевого щитка.
Смотровой щиток остекления
Щиток остекления состоит из двух полусфер: 1-ая полусфера выполнена из органического стекла и занимают большую часть. 2-ая полусфера выполнена из алюминиевого сплава и соединена с прозрачной частью перемычкой в лобной части. По краям полусфер проходит металлическая окантовка, которая служит каркасом для полусфер и одновременно замком лицевого гермокольца.
Наличие верхней непрозрачной полусферы судя по всему обусловлено необходимостью снижения нагрузки на прозрачную часть при воздействии избыточного давления и предотвращения выдавливания прозрачной части при создании избыточного давления в подшлемном пространстве.
В отличие от более ранних опытных образцов, замки крепления выполнены компактно и просты в применении, а вот клапан подачи кислорода и обратный клапан выдоха встроены в мягкую часть пелерины, что в принципе не свойственно для других моделей ГШ и является по своему уникальным конструкторским решением.
Каска гермошлема
В отличии от более ранних прототипов, каска данного ГШ могла полностью отделяться от гермокольца, что существенно облегчало ее надевание. В районе височной области имелись крепления для системы притяга, предотвращающей вырастание гермошлема.
Не смотря на то, что данная модель гермошлема выглядела прогрессивно, она не получила дальнейшего развития и не пошла в серию т.к. во-первых, каска гермошлема не имела амортизационного слоя и как следствие, не обеспечивала защиту головы летчика во время ударов о заголовник при катапультировании и грубом приземлении на парашюте. Во-вторых, автор блога сомневается в целесообразности установки клапана подачи кислорода и обратного клапана выдоха на мягкой части пелерины т.к. ее динамические свойства могли препятствовать равномерному газообмену подшлемного пространства.
Тем не менее, данный гермошлем был вполне рабочей моделью и автору блога «Прогулки в стратосфере» удалось даже найти на одном из плакатов фотографию испытателя одетого в данный гермошлем (возможно именно этот т.к. тираж партии был не велик).
Не известно и то, создан ли данный гермошлем на Заводе №918 (ныне АО «НПП «Звезда») или на другом предприятии.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере». К большому сожалению, автор блога не уверен в том, что найдутся коллеги- единомышленники, которые захотят или смогут найти более подробную информацию об описанных в моем цикле опытных образцах гермошлемов 50-х гг. прошлого века. Про копирайт ушлых, но не имеющих отношения к высотной авиации блогерах даже не говорю.
Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационного и космического снаряжения С.М. Дворников.