Найти тему
Музей Оранэлы

Названия за окном электрички: Петербург - Пушкин - Павловск

Оглавление

Нам предстоит путешествие по самой первой в России железной дороге, которая при открытии получила название Царскосельской. Она связала Санкт-Петербург с двумя императорскими резиденциями – Царское село (современный город Пушкин) и Павловск.

30 октября 1837 года от Царскосельского вокзала, тогда еще деревянного, отошел первый состав. Эта дата считается днем создания Российских железных дорог. Поначалу дорога носила увеселительный характер, но постепенно становилось ясно, что будущее России с ее просторами – за железными магистралями.

Царскосельская железная дорога развивалась. В 1900 году она вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. Вместо старого Царскосельского вокзала вырос тот современный красавец-вокзал, который мы сегодня называем Витебским.

Платформа Боровая

Название платформа получила по имени проходящей рядом с ней улицы Боровой. В 18 веке Боровая улица носила название Песчаной дороги, а в 19-м — называлась Песочной улицей. Когда-то она пересекалась на одном уровне с железной дорогой и здесь был переезд.

Фото Peterburg23
Фото Peterburg23

Главная достопримечательность Боровой улицы – Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в конце 19-го века. Еще недавно храм производил удручающее впечатление, служив неофициальным символом всего забытого района. Сейчас он возрождается.

Воздухоплавательный парк

Платформа получила столь романтичное название в честь находившейся здесь на рубеже 19-го и 20-го веков Воздухоплавательной школы и Учебного воздухоплавательного парка.

Воздухоплавательный парк располагался справа по ходу поезда, между современным Витебским проспектом и Парковой улицей, а платформа «Воздухоплавательный парк» изначально называлась «Платформа Учебно-Воздушного парка». От парка ничего не осталось, но здание школы частично сохранилось.

Пуск дирижабля «Кречет» в УВП (1914)
Пуск дирижабля «Кречет» в УВП (1914)

В феврале 1885 года в русской армии было создано первое подразделение, связанное с перемещениями по воздуху — Воздухоплавательная команда. Первоначально в неё входили всего два унтер-офицера и 20 рядовых. Уже осенью того же года был совершён первый перелёт на купленном во Франции воздушном шаре из Петербурга в Великий Новгород. Его экипаж состоял из трёх человек под командованием поручика Александра Кованько, руководителя Воздухоплавательной команды.

А еще через несколько месяцев с территории Учебного воздухоплавательного парка поднялись в небо первые русские воздушные шары «Орёл» и «Сокол», с которых впервые была произведена аэрофотосъёмка центра Петербурга. Первый русский дирижабль «Кречет» стартовал в свой полёт также с территории Воздухоплавательного парка.

В 1904 году Воздухоплавательная команда была переименована в Военную воздухоплавательную школу, в которой готовили первых русских лётчиков. В 1912 году эту школу окончил Пётр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, автор знаменитой «мёртвой петли», которая носит его имя.

Платформе с таким названием, конечно, не могли не посвятить свое творчество поэты. О ней, как минимум, две песни: Александра Городницкого («Куда, петербургские жители...») и Григория Гладкова на стихи А.Кушнира («В начале пригородной ветки»).

Проспект Славы

С левой стороны до пересечения с проспектом Славы тянется улица Белградская и так называемый Яблоневый сад, который в 1950-е годы был частью загородного совхоза «Ударник», а сегодня превращён в популярную парковую зону. Символическая яблоня этого сада красуется даже на официальной печати Муниципального совета «Купчино».

Болото на месте кладбища деревни Купчино (фото Н.В. Хлопотин)
Болото на месте кладбища деревни Купчино (фото Н.В. Хлопотин)

Открыта платформа ещё в 1922 году и до 1974 года называлась «Купчино», по имени деревни, превратившейся сегодня в один из городских спальных районов. Первое упоминание об этой деревне находится в шведской переписи населения начала 17 века. Там она именуется Купсила. То есть это поселение на целый век старше Петербурга.

Когда в 1837 году через Купчино пролегла первая в России Царскосельская железная дорога, в ней насчитывалось 300 человек жителей. В деревне имелась кузница, пожарное депо и даже читальня.

Во время Великой Отечественной войны близлежащие территории входили в прифронтовую полосу, поэтому гражданское население отсюда вывезли, и повсюду возвели долговременные огневые точки (ДОТы), многие из них сохранились до нашего времени.

Купчино

Удивительно, но нынешняя платформа «Купчино» к той самой деревне Купчино, о которой мы рассказывали чуть раньше, не имеет никакого отношения. Вплоть до 70-х годов 20 века эта местность не была примечательна ничем, кроме своих болот и пустошей, среди которых располагалось подсобное хозяйство Ленмясокомбината.

Фото Mossir
Фото Mossir

Развитие территории началось одновременно со строительством здесь железнодорожной платформы и конечной станции Московско-Петроградской линии ленинградского метро. Эта станция была первой в Ленинграде, где метро из-под земли выходит на поверхность.

Изначально рядом с метро собирались построить не просто платформу, а полноценную железнодорожную станцию с вокзалом. И метро, и станцию предполагалось назвать Витебскими.

Увы, этим планам не суждено было сбыться. Здание станции построено не было, вместо неё соорудили только платформу. Станция метро приняла первых пассажиров 25 декабря 1972 года, а оборудование железнодорожной платформы было закончено в 1973 году.

Название «Витебская», однако, не прижилось. Вскоре параллельно ему стали употребляться два других: «Купчино-2» и «Новое Купчино». В 1974 году платформа «Витебская» была официально переименована в «Купчино», а платформа «Купчино» одновременно переименована в «Проспект Славы».

Со станции метро «Купчино» можно также попасть на начальную станцию «Молодёжная» Детской железной дороги.

Шушары

Деревня Шушары известна с начала 18-го века. В 1958 году Шушары получили статус посёлка городского типа, а в 1997 году — вошли в состав города Санкт-Петербург.

Название «Шушары» происходит от имени финской деревушки Суосаари, что означает «болотистый остров». Железнодорожная платформа была открыта здесь 1 ноября 1838 года и изначально именовалась «У Московского шоссе». В начале 20 века имела название «Средняя платформа».

Карта 1860 г.
Карта 1860 г.

С названием платформы Шушары связано имя одного из персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». После того, как писатель Алексей Николаевич Толстой вернулся в Советскую Россию из эмиграции, он поселился в Детском селе, но очень часто ездил на личном автомобиле в Ленинград. Однажды, говорят, опаздывая на важную встречу, он надолго застрял перед опущенным шлагбаумом у железнодорожного переезда в Шушарах, и так разозлился, что решил этим именем назвать крысу, которая жила в каморке папы Карло и чуть не утащила Буратино к себе в нору.

Паровозный музей

Остановочный пункт «Паровозный музей» открыт в 60-х годах 20 века и изначально назывался «Пост 16-й километр». Пользовались им в основном работники близлежащей сортировочной станции Октябрьской железной дороги. Да и сегодня пассажиров здесь немного, так что посадка и высадка производится только из первых четырёх вагонов.

Паровозы стоят на запасном пути... (Фото Centurn I)
Паровозы стоят на запасном пути... (Фото Centurn I)

Название «Паровозный музей» происходит от Музея железнодорожной техники имени Героя социалистического труда, бывшего начальника Октябрьской железной дороги Владимира Чубарова, который стоял у истоков его создания. Музей располагался по соседству с платформой с 1991 по 2001 год. Позднее экспозиция музея переехала на Варшавский вокзал. К 2017 году для техники выстроен Музей российских железных дорог. А вот просторечное название платформы «Паровозный музей» так за ней и закрепилось.

Кстати, в советское время для служебных целей чуть дальше существовала и еще одна платформа – 19 км.

Детскосельская (бывш. 21 км)

Самое время разобраться в названиях: Детское село, Царское село и город Пушкин. Все три названия в том или ином виде в местной топографии присутствуют одновременно. Начнём с того, что до 1918 года нынешний город Пушкин назывался Царским селом.

В 1918-м по инициативе наркома просвещения Луначарского в Царском селе была организована спецшкола для дворянских детей, которых забирали из семей и перевоспитывали в духе социализма. В связи с этим Царское село было переименовано в Детское село. Однако идея с перевоспитанием не прижилась, и в столетнюю годовщину со дня смерти Пушкина, который учился в Царскосельском лицее, город был назван его именем.

Локомотив ТУ2-167 на Детской железной дороги на станции Царскосельская
Локомотив ТУ2-167 на Детской железной дороги на станции Царскосельская

С железнодорожными станциями такая же неразбериха. В электричках долгое время даже объявлялось: «Следующая станция Детское Село – город Пушкин».

Когда город был переименован в Пушкин, железнодорожная станция продолжала называться Детским селом, а платформа, которую мы только что проехали, называлась «Платформа 21-й километр». Когда в 2015 году железнодорожную станцию города Пушкин переименовали в Царское Село, её прежнее название — Детское село — присвоили платформе «21-й километр».

Рядом с платформой «Детскосельская» находится конечная станция Детской железной дороги, протяжённость которой составляет около 10 километров.

Царское Село

Царское село возникло на территории, которую шведы называли Сарисхофф (Sarishoff), что в свою очередь происходит от финского saaris - «остров, возвышенное место». Летняя царская резиденция, которая возникла здесь в 18 веке, тоже изначально называлась Сарское село и лишь позднее букву «С» заменили на «Ц» — так Сарское село логично превратилось в Царское.

Царскосельский вокзал (разрушен во время войны)
Царскосельский вокзал (разрушен во время войны)

Железнодорожная станция «Царское Село» была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги и первое время являлась конечной станцией этой ветки. Кроме двух основных путей, ведущих из Петербурга в Царское село, был проложен ещё и третий,

Императорский путь, по которому через станцию Александровская ходили поезда, перевозившие членов императорской семьи. Он уходил вправо перед Царским селом. От давно снятых путей остались следы. Чтобы августейшие пассажиры не пересекались с обычной публикой, для них был построен специальный Императорский павильон в Царском селе и павильон на Царскосельском вокзале в Санкт-Петербурге. В разрушенном виде он сохраняется до сих пор.

Первое здание вокзала в Царском селе было возведено в 1837 году по проекту итальянского архитектора Гаспара Фоссати в стиле английской готики. В начале 20 века оно было перестроено в стиле западноевропейской средневековой архитектуры по проекту Станислава Бржозовского. Нынешний вокзал построен в 1950 году по проекту архитекторов Грушке и Левинсона (они же авторы и вокзала в Павловске).

Павловск

Железнодорожное движение на участке Санкт-Петербург — Павловск было открыто 22 мая 1838 года. Причем железнодорожные пути уходили влево от существующей железной дороги, прямо в парк, подходя почти к Павловскому дворцу. От железной дороги в парке осталась просека.

Тогда же рядом с железнодорожной станцией Павловска был открыт построенный по проекту архитектора Штакеншнейдера первый российский железнодорожный воксал, то есть помещение «для пристанища и удовольствия публики». В то время и в Петербурге, и в Москве уже существовало множество воксалов. Этим словом назывались увеселительные сады или помещения, в которых проводились гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. Также в воксалах происходили выступления симфонических оркестров. Так в Павловскомвоксалев течение десяти сезонов выступал со своим оркестром Иоганн Штраус, пели знаменитые певцы Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин и многие другие.

-9

Здание Павловского вокзала, так же, как и пушкинского было уничтожено во время Великой Отечественной войны. В парке на месте вокзала стоит памятник.

Современный вокзал построен в 1955 году, он находится уже на линии железной дороги.

Рассказ о станциях и полустанках на линии Павловск-Оредеж можно прочитать здесь.

Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL