О зарплатах на севере принято судить о работниках нефтегазовой отрасли. Там – да, есть отдельные вакансии (как правило – это вахта на самом крайнем севере, работы сопряжены с большими трудностями), цена которых – от 300 тысяч в месяц. Таких вакансий немного, основная часть горожан, приезжих, трудится за куда более скромные деньги. Особенно женщины, для которых все эти высокооплачиваемые профессии закрыты.
Чтобы понять реальную картину оплаты труда, я поговорила с продавцом в магазине – представительницей профессии, где в подавляющем большинстве трудятся женщины.
И вот что узнала о зарплатах в торговле на ЯНАО.
Север уже не тот.
Это была первая мысль. В те годы, когда моя собеседница приехала покорять арктические широты, зарабатывала она хорошо. Очень хорошо. 50, 60, 70, 80 и даже 100 тысяч (это по тем ценам и зарплатам). С оговоркой, что данные доходы были «серыми», конечно же, но детей выучили, жильем обеспечили, северный стаж наработали, а теперь нужно «догонять» размер пенсии.
И вот с этим проблемы. За шестидневную рабочую неделю, с 8-мичасовой сменой (а по факту – 10-12 часов), она может получить максимум 60 тысяч. И это при очень хорошей выручке, и до 2020 года. С 2020-го года, работая по 12 часов 2 на 2, зарабатывает она 35-40 тысяч. Поэтому чередует работу в магазине и супермаркете. Потому что с ее «анамнезом» пенсия – минималка, даже со всеми северными плюшками.
Мне стало интересно, а почему она не может уйти в другое место, раз по северным меркам у нее такая маленькая зарплата. Например, на одном магазине я постоянно вижу вакансии: требуется продавец, кассир, менеджер. Причем продавцу зарплату обещают до 70-ти тысяч.
Моя собеседница горько улыбнулась и раскрыла карты таких «щедрых» предложений. Она там работала. Из 70-и тысяч по факту за работу 2 на 2 по 12 часов она получала не более 45 тысяч, и то под давлением штрафов. Сфера торговли сейчас – это масса подводных камней.
И по поводу объявлений, она раскрыла секрет, почему я их постоянно вижу. Женщины приходят, поработают, уходят. Остаются те, кому идти некуда, либо кто приспосабливается к текущему месту работы, договаривается с начальником. Или – подрабатывает где-то еще. В ЯНАО распространено, что люди трудятся в двух, а то и в трех, местах. Например, у свекра на работе более молодые сотрудники (аэропорт, даже не торговля, организация, где сплошные плюшки), подрабатывают в других местах. И это – нормальное явление.
Еще одно отступление – женщины возраста моей свекрови не надеются на одну только пенсию, а подрабатывают вахтерами в школах, детских садиках, сторожами, уборщицами. Да-да, те самые, с северными пенсиями и стажем. Получавшие в не таком далеком прошлом большие северные зарплаты (преимущественно серые) и заработавшие пенсии по 12-15 тысяч.
Моя собеседница, кстати, уже может выйти на пенсию. На около 14-ти тысяч. Но не вариант. Детям нужно помогать, внукам.
Это в торговле такие расценки?
По ее словам, более половины населения получают зарплату меньше 60 000 рублей. Что касается торговли, расценки выше у руководящего звена и прибыль владельцев бизнеса. Доход «на руки» у нее, и у ее знакомых – в пределах 35-45 тысяч в месяц.
Вот такая занимательная математика.