Найти тему

Первый российский поезд на водородной тяге

Тема использования водородных топливных элементов как источников энергии обсуждается достаточно активно. Не отстают от тренда и производители железнодорожной техники. Уже не первый год ведется активная работа по внедрению водородных топливных элементов на железнодорожном транспорте.

Проектом занимается консорциум из трех структур: ОАО "РЖД", АО "ТМХ" и ГК "Росатом".

В 2021 году участники проекта перешли к стадии разработки проектной документации.

Планируется, что уже в 2024 году первый поезд приступит к перевозке пассажиров.

Опытным полигоном выбран остров Сахалин. А базой, на которой будет создан поезд на водородной тяге, рельсовый автобус РА-3 "Орлан".

Помимо этого на Сахалине будет создан водородный кластер полного цикла с производством, хранением и применением.

Всего на первом этапе планируется выпустить 7 составов водородных "Орланов" (пять двухвагонных и два трехвагонных).

РА-3 в качестве платформы выбран не случайно. Эта машина является самой последней разработкой ТМХ и очень нравится пассажирам. Активно эксплуатируется во многих регионах России.

-2

На февраль 2021 года выпущено уже 59 составов в двух и трехвагонном исполнении. В общей сложности в эксплуатации 132 вагона.

Часть из них, в том числе, эксплуатируется на Сахалинской железной дороге.

Уже известны некоторые технические аспекты российского водородного поезда:

  • основные элементы водородной установки разместятся на крыше;
  • в составе будет установлен тяговый накопитель энергии для сглаживания инерционности водородной установки в моменты пиковой нагрузки и для накопления рекуперируемой электроэнергии во время торможения;
  • тяговые тележки будут обмоторены современными электродвигателями с микропроцессорным управлением.

Стоимость одного вагона водородного поезда на сегодняшний день оценивается в 188 млн.₽, что в полтора раза дороже дизельного "Орлана".

Ориентировочная стоимость поездов с гибридной силовой установкой
Ориентировочная стоимость поездов с гибридной силовой установкой

А общая стоимость семи составов немногим превышает 3 млрд.₽.

Но главное в подобном проекте - это снижение негативного воздействия на окружающую среду. РЖД в этом направлении ведет ежегодную планомерную работу. Данный проект будет дополнением ко всем остальным реализующимся мероприятиям.

>>> Новый ж.д. вокзал "Восточный" открывается в Москве в мае <<<