Найти тему

Свобода: ответственность, негативизм, забота

Оглавление

Автор

С докладом-размышлением «Свобода: ответственность, негативизм, забота» выступил Артур Александрович Реан, профессор, доктор психологических наук, академик Российской академии образования, председатель Федерального научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета. Доклад прозвучал на Санкт-Петербургском фестивале практической психологии.

Свобода и ответственность

Свобода всегда предполагает ответственность. С этой базовой вещью, по-моему, никто уже не спорит. Вне ответственности нет свободы. Вне ответственности может быть только воля — неограниченная и ничем не регламентированная свобода, то есть свобода анархического типа личности.

https://psy.su/summit/
https://psy.su/summit/

САММИТ ПСИХОЛОГОВ 2021

По Виктору Франклу, человек свободен по отношению к трем базовым вещам: влечениям, наследственности и среде. Свобода личности по отношению к влечениям, в частности, выражается в относительной свободе от них. Как красиво говорил Франкл, «человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им». В контексте деструктивных движений и агрессии необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но видеть принципиальную разницу между тремя аспектами: агрессивными импульсами, агрессивным импульсивным поведением и свободным поведением зрелой личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности и ее поведения от собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. В этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, являются его объяснительной моделью, превращаясь в своеобразное алиби. Однако, как справедливо замечал Франкл, человек не перестанет ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами: надо понимать, что это он сам ненавидит.

Вспомним Эриха Фромма и его конструкт «позитивная свобода». Мне кажется, этот конструкт прямо вписывается в соотношение свободы и ответственности, потому что Фромм в конечном счете связывает позитивную свободу с ответственным поведением личности.

Свобода и негативизм

Для подросткового возраста характерно крайне сильно выраженное стремление к автономности и к свободе. Это нормальная возрастная реакция, как мы все понимаем, за ней стоит стремление к самостоятельному освоению мира, к получению определенного социального опыта, а попутно — к укреплению собственной самооценки.

Негативизм рассматривается как одна из форм агрессии наряду с физической, вербальной, косвенной агрессией, враждебностью, аутоагрессией и другими. В основе негативизма лежит принципиально оппозиционное поведение, которое в особо сильной мере проявляется к авторитетам: возрастным (родители, старшие люди) или должностным (начальство, учителя). Хочу подчеркнуть, что стремление молодого человека к автономности ни в коем случае не может объясняться негативизмом. Но важно дифференцировать, стоит ли за гипертрофированным стремлением подростка к свободе типичная возрастная реакция или же это формирующийся негативизм с соответствующими рисками развития агрессивной личности.

Проблема дифференциации стремления к свободе и рисков негативизма актуальна не только для поведения подростков и молодых людей, но и для поведения взрослых. Для объяснения такого поведения полезно привлечение такого феномена, как предвзятая атрибуция враждебности, которая почти всегда стоит за негативизмом. Если негативизм и связан со стремлением к свободе, то это свобода от чего-то или кого-то, а не свобода для.

Свобода и забота

При эгалитарной концепции семейного воспитания родители исповедуют принцип равенства, стараются предоставлять ребенку максимальную автономность, свободу, минимизируя контроль за ним и за его жизнью. Этот подход обычно рассматривается в позитивном ключе: родители уверены, что снижение контроля — это проявление уважения к личности ребенка, отношение к нему как к самостоятельному субъекту. При этом достаточно обоснованно предполагается, что такая воспитательная стратегия ведет к развитию автономной, независимой личности с высокой устойчивой самооценкой. Однако здесь есть свои подводные камни. Целый ряд исследований показывают, что девиантное и делинквентное поведение зачастую более характерно для детей и подростков именно из таких семей по сравнению с детьми из семей с более традиционным воспитанием, где за поведением и свободным временем детей осуществляется плотный родительский контроль.

Исследования, в том числе и отсроченные, показали, что повзрослевшие дети из семей с воспитательной стратегией свободы часто менее всего удовлетворены своим детством. Повзрослевшие дети часто, оценивая свое прошлое, говорили: «Мною пренебрегали», «Ко мне не было достаточного внимания родителей», «Не было достаточного внимания к моей жизни», то есть — не было заботы. Я бы сказал, что была депривация заботы.

Я думаю, можно заключить: помня о свободе, нельзя забывать о заботе.

Реан Артур Александрович

доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Председатель Федерального научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства. Директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ.
Москва

-3

Материалы по теме

М.В. Осорина рассказала о факультете психологии и своих учителях

06.12.2020

Одаренность – норма, ненормальность – ее отсутствие. Интервью с А.Мелик-Пашаевым. Часть 2

31.07.2020

Базовое доверие VS отчаяние: психологические факторы выживания в экстремальной ситуации

15.04.2020

Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»

11.03.2020

Социально-психологический климат и агрессия

05.12.2018

Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга

28.11.2018

Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?

07.11.2018

О подростковых суицидах...

07.11.2018

Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии

07.09.2017

Диссертация о внутреннем благополучии людей признана лучшей в России за 2020 год

26.04.2021

«С тобой все в порядке»: как говорить с детьми о гендерной идентичности

14.04.2021

В. Петровский: «Краткий курс футурологии свободы: от самого “от” до самого “для”»

14.04.2021