Найти тему
ManGO! Games

В каких случаях компании может понадобиться фасилитация

Оглавление
Отвечаем просто и понятно: что такое фасилитация и для чего она нужна
Отвечаем просто и понятно: что такое фасилитация и для чего она нужна

Что такое фасилитация простыми словами и в каких случаях фасилитация может быть нужна компании?

В нашем блоге можно найти много материалов о фасилитации, но если вы ищете ответ на вопрос, что это и зачем вам может понадобиться, попытаемся ответить просто и понятно, не углубляясь и не отклоняясь от прямого вопроса.

Что такое фасилитация

Фасилитация – это особый формат групповой работы, представляющий собой комплекс мер, нацеленных на эффективный поиск совместных решений. Фасилитацию используют для решения сложных задач, для разъяснения целей и трансляции или поиска ценностей.

В некоторых компаниях фасилитацию принято проводить по итогам года или важного периода – такие мероприятия называются стратегическими сессиями. Проводят фасилитации также для знакомства новичков с коллективом или для поиска свежих идей.

В чем особенность процесса? Процесс фасилитации или командной сессии напоминает мозговой штурм, но есть отличия. Похожа фасилитация на обычное обсуждение, но обычным обсуждением ее не назовешь.

Фасилитация необходима тогда, когда есть непростая или неоднозначная задача, которую нужно решить так, чтобы результат устроил всех участников. Так бывает, если грамотно организовать процесс.

Еще до начала фасилитации необходимо определить следующее:

  • Цель, которую необходимо достичь.
  • Участники.
  • Ход фасилитационной сессии, последовательность задач.
  • Модель дискуссии и желаемый результат.
  • Уровень подготовки участников, необходимые ресурсы.
  • Как создать благоприятную психологическую и рабочую атмосферу.

Без тщательной подготовки процесс фасилитации теряет смысл. Важно, чтобы собрались только те, кто заинтересован в решении, знаком с предметом обсуждения, представляет точку зрения, которую важно учесть, готов вносить свой вклад в общее решение. На фасилитационной сессии отсидеться не получится – каждый активно участвует.

Зачем компании нужна фасилитация

В каком случае проводят стратегическую сессию, а в каком – мозговой штурм? Иногда одно идет за другим, а иногда для достижения цели проводят целую серию фасилитационных сессий. Задача фасилитации – найти решение, устраивающее всех, а не найти решение как можно быстрее. Рассмотрим несколько ситуаций, при которых понадобится фасилитация.

Нужны идеи

Изменилась обстановка на рынке, прежние стратегии уже неуместны, нужны свежие идеи и уникальные решения. Фасилитационная командная сессия позволяет собрать для обсуждения сотрудников разного профиля и разного уровня. Необходимо искать новые подходы, новые методы, и быть готовыми их применять, учитывая то, что нужно будет переориентировать персонал и не выйти за рамки бюджета.

Культура групповых дискуссий

Все чаще в компании понимают, что дискуссии не организованы должным образом: привычные форматы не дают нужного результата. Важно, чтобы сотрудники относились уважительно к идеям каждого, даже если чьи-то взгляды не поддерживаются большинством. Пришло время научиться слушать каждого – возможно именно тот, кто никогда раньше не высказывался, сможет привнести в компанию свежие нестандартные решения. Для этого необходимо выйти на новый уровень дискуссий. Внедрить культуру групповых дискуссий поможет серия фасилитаций. Это повысит качество принимаемых решений в разы!

Сотрудники в ходе фасилитационных сессий не только начнут принимать более взвешенные решения, но и начнут менять свое поведение. Культура общения в компании изменится в лучшую сторону.

Ответственность за свои решения

Фасилитации позволяют принимать решения, в которых будет учтено мнение каждого, однако и ответственность за принятые решения будет лежать на каждом. Культура фасилитаций позволит повысить уровень ответственности за выработанные решения. Кроме того, фасилитация позволяет участникам вырабатывать аналитическое мышление и навыки принятия решений. Таким образом фасилитацию применяют и для развития персонала.

Обмен опытом

Если пригласить на обсуждение сотрудников из разных отделов, с разной специализацией и уровнем знаний, можно эффективно обменяться опытом, что полезно для каждого участника. Это позволит находить новые уникальные решения. Известно, что невозможно добиться новых результатов, если продолжать идти старым путем. Фасилитация в новом необычном составе – это попытка найти новый, более эффективный, путь.

Преодолеть разногласия

Фасилитации помогут сплотить коллектив и преодолеть разногласия. Пребывая в творческом поиске лучшего решения, сотрудники объединяются, совершенствуют способность контактировать и совместно работать над поиском решений. После такого опыта сотрудники легче и организованней объединяются в группы, совместно решают задачи, реализуют проекты. Фасилитации улучшают климат в коллективе, правда, при условии, что их проводит опытный фасилитатор.