Найти тему

Страсти Христовы в работах Дуччо ди Буонинсенья

Маэста. Фрагмент. Явление Христа апостолам. Дуччо ди Буонинсенья
Маэста. Фрагмент. Явление Христа апостолам. Дуччо ди Буонинсенья

Рассказываем о шедевре готики при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах!

Если вы еще не успели заказать самую полную энциклопедию по истории мирового искусства- поспешите! Осталось 243 экземпляра!

Великая эпоха живописи в Сиене открывается работами художников XIV в. круга Дуччо, за одно поколение превративших Сиенскую республику во вторую культурную столицу Италии. Они выработали оригинальный художественный язык, который воспринял стимулы Джотто, но выразил видение мира, глубоко отличное от флорентийского.

Сиенскую школу интересует не столько пространство и объемные формы, сколько открывающиеся в готике возможности цвета и ритма линий; созданные в Сиене изображения отличаются большой одухотворенностью. Совершая путешествия и получая многочисленные заказы, сиенские художники распространили свое влияние далеко за пределы республики. Например, Симоне Мартини был призван к неаполитанскому двору Роберта Анжуйского, а затем в Авиньон, куда переехал папский двор; Пьетро Лоренцетти работал в Ассизи, а его брат Амброджо жил в это время во Флоренции.

-2

«Маэста» (Похвала Богородицы) — алтарный образ, созданный в 1308—1311 годах по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья. Хронист середины XIV века Аньоло ди Тура дель Грассо сообщает, что это «…самая прекрасная из созданных картин, за которую было заплачено свыше 3000 золотых флоринов». Сумму он, безусловно, преувеличил, но тем не менее она была действительно большой.

-3

Доска расписана с обеих сторон: она обращена как к верующим, собравшимся в нефе, так и к клирикам, сидевшим в хоре позади алтаря. На стороне, обращенной к нефу, Богоматерь, согласно традиционной средневековой иконографии изображаемая как царица, представлена сидящей на троне, отличающемся сложной архитектурой и украшенном изысканной инкрустацией. Композиция заполнена многочисленными фигурами ангелов и святых, воздающих честь Богоматери и ее Сыну.

Среди них выделяются четыре покровителя Сиены, преклонившие колени у подножия трона: это (слева направо) Святые Ансаний, Савиний, Кресценций и Виктор. Красный крест, который каждый из них держит в руке, символизирует их мученическую смерть.

Дуччо. «Маэста» деталь. 1308-11. Сиена, музей сбора.
Дуччо. «Маэста» деталь. 1308-11. Сиена, музей сбора.

Композиция, утратившая оригинальные клейма, завершалась наверху рядом поясных изображений апостолов.

В сцене господствует принцип симметрии: композиция делится на две совершенно равные части. Ощущение глубины создается благодаря трону, боковины которого сходятся к центру.

Фигуры ангелов и святых располагаются тремя параллельными рядами, различными по высоте, что подчеркивает пространственную глубину сцены. Персонажи из разных рядов располагаются по диагонали, параллельно линиям трона.

Четыре святых покровителя Сиены изображены коленопреклоненными на первом плане, ближе к зрителю, чем Богоматерь. Большое пространство отведено сцене Вход в Иерусалим, где изображена ликующая толпа, теснящаяся перед воротами города.

Многоугольное здание на заднем плане напоминает барабан Сиенского собора.

Дуччо. «Маэста», деталь: Явление Христа перед закрытыми дверьми.
Дуччо. «Маэста», деталь: Явление Христа перед закрытыми дверьми.

Оборотная сторона алтарного образа посвящена истории Иисуса Христа и в особенности Страстей Христовых. В отличие от наружной стороны этой доски, которая целиком занята крупным изображением Богородицы на троне, реверс разделён на 26 отдельных клейм, которые вместе с нижним и верхним рядом составляют 43 евангельских эпизода. Слева вверху помещены эпизоды Страстей, кульминация которых — большое Распятие, расположенное в центре и превосходящее остальные сцены по размеру. Справа изображены эпизоды, следующие за смертью Христа, — от Снятия с креста до Noli me tangere.