Это был тот редкий случай, когда мне, психологу, хотелось дать своему клиенту денег в конце ознакомительной бесплатной консультации – чтобы компенсировать мое собственное чувство вины перед ним.
Мир переполнен жалобщиками, и большинство не заслуживают внимания, поскольку жалобами прикрывают примитивную лень. Однако, иногда встречаются случаи более любопытные с психологической точки зрения. Я бы назвал их «жалобы людей, несчастных по убеждению».
Это был мужчина за сорок, (допустим, Сергей) и о себе он рассказал примерно следующее: «Имею проблемы по здоровью, так что перепрофилироваться на что-то, связанное с физическим трудом, не для меня. Воспитываю в одиночку двенадцатилетнего сына (жена ушла и уехала в другую страну к другому мужчине). Профессия - учитель младших классов средней школы, стаж 20 лет, доход при совмещении двух с половиной ставок около 32 тысяч. Единственный актив семьи: двухкомнатная квартира, где еще живут мать, отец и брат. Собственная квартира или машина не светят по-любому. Вопросов три: 1) можно ли считать это достойной жизнью? 2) Имеет ли право такой человек, как я быть недовольным своей жизнью? 3) Кто виноват, и что делать? Добавлю, что уход в бизнес или отъезд в эмиграцию не подходит. Мне нравится моя страна и моя профессия. Но при это я мучительно недоумеваю, почему меня так низко ценят и что со мной не так?»
Я слушал его и думал, когда и как этот человек принял решение в пользу страдания? И насколько это решение было бессознательным? Не сложно догадаться, что к выученной бедности и страдальчеству стремятся многие из тех, кто выбрал быть врачом или учителем. Понятно, что материальный уровень их жизни достоин всяческого сочувствия. Так же, как и убеждение про драматичную недооценку их труда.
Кроме удивительного непонимания, что в жизни мы в большинстве случаев имеем ровно то, к чему бессознательно стремимся, в менталитете этих людей слишком много идеализма. Настолько много, что он похож на какую-то родовую карму.
Каковы они, признаки идеалистического менталитета, приводящего людей к горькому разочарованию во второй половине жизни?
Наивная легковерность. Государство и незащищенные слои населения десятилетиями как будто соревнуются в игре «Поверь обещаниям!». Государство вопрошает: «А кто тут у нас поверит в третий раз, что уровень жизни врачей и учителей скоро вырастет?!». Население, наперебой ответствует: «Мы поверим, мы, только продолжай обещать!».
Вера в торжество справедливости. Время от времени государство сажает каких-нибудь коррупционеров, и население на территории ждет, когда посадят их местного главного коррупционера, чтобы благоденствие, наконец, воцарилось бы и на их земле.
Ментальное крепостничество. Представители малооплачиваемых профессий удивительно цепко за них держатся. Также они не желают никуда уезжать из своего депрессивного региона. И вообще, находят что-то притягательное в их образе жизни.
Неразвитая интуиция. Будь она в тонусе, подсказала бы, что если вам нравится ваша страна и профессия, то этим все сказано. Вам просто отвечают взаимностью! Стране и начальству нравится, что люди готовы работать за копейки, и никакого света в конце школьного коридора не предвидится.
Помните, как Медведев, в бытность премьером предложил учителям ради более высоких доходов сменить профессию и уйти, например, в бизнес. Очень мудрый совет! Учительская пенсия одна из самых низких. Почему бы не подумать об этом в молодости. Напомню, случилось это в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов». И вот как раз своевременно задуматься о смысле своей жизни – критически важно, чтобы потом, как писал классик «не было мучительно больно». А как же дети, образование, спросите вы? Но уж если у премьер-министра нет ответа, то где мне его взять?
А может такой ответ: если недовольные жизнью сорокапятилетние учителя полюбили бы профессию, к примеру, нефтяника, форекс-брокера, таможенника, айтишника в начале своей карьеры, или просто были педагогами в Швейцарии, горевать было бы не о чем. И не пришлось бы задавать риторические вопросы «что делать?».
Признаков идеализма, замешанного на страдании, мы можем, оглянувшись по сторонам, добавить еще. И это приводит нас к трудноуловимому «комплексу Иисуса», того, кто выбрал для себя миссию пострадать за всех. И так спасти мир, погрязший в грехе. Эта миссия возвеличивает – ведь человек уже не просто неудачник, упустивший все возможности, пока был молодым и активным, но – страстотерпец, воин духа и монах! Без него мир провалится в преисподнюю.
Коль скоро мы решили разобраться в тонких и бессознательных мотивах этого комплекса, давайте огласим весь список возможностей для тех, кто выбрал помогающие профессии. В них изначально присутствует доля миссионерства, которая обменивается на готовность терпеть низкобюджетное существование.
Итак, учитель, врач, психолог, соцработник может двигаться по одному из выбранных путей:
- путь смирения (будь доволен тем, что имеешь и не ропщи, коли сам выбрал),
- стать звездой в своем деле (и получишь финансовое признание),
- путь миссионера (он тоже не ропщет, ибо выбрал духовные богатства),
- комплекс страдальца, наконец (мечется между духовным и материальным, но не имеет запала, чтобы стать звездой).
Сергей выбрал как раз последний вариант. К сожалению - поскольку он откровенно токсичен для самооценки. Грустный, но реалистичный ответ на его проклятые вопросы в этом контексте должен быть таким: «увы, уже не в этой жизни, все слишком запущено».
Давно прошло время когда учителя среднего возраста были молоды, и перед ними блистал целый мир, открытый для поиска и самореализации. Множество людей уехали в другие страны, помыкались там первое время, а теперь живут в свое удовольствие. Другие работали, как проклятые, чтобы скопить стартовый капитал и открыть свое дело. Третьи думали, как приспособиться и не строили из себя «шибко принципиальных» ...
Если не прибедняться, то приходится признать – каждому человеку жизнь давала шанс. Да и не один. Но перед шансом закрывает шлагбаум боязнь рискнуть, нежелание покидать свое тепленькое болотце.
Быть неоцененным – тяжко для социумного существа, и учитель младших классов очень страдает от своей незаметности. Выход - изыскать компенсацию своей неоцененности комплексом Иисуса-страдальца. То есть чем-то инфантильно-грандиозным, как и положено тому, кто готов проводить большую часть жизни с малышами. У тех, кстати период инфантильного воображаемого всемогущества является естественным и неотъемлемым. А мы педагогу должны еще приплачивать, так как большинство обычных, занятых взрослых, не желают так искренно и надолго возвращаться в свою инфантильную пору. Но без этого психологического регресса не получится установить доверительный контакт с семилетками, а значит, толком их чему-то научить. Что же еще малооплачиваемый педагог может предъявить этому миру и своей бывшей жене, кроме жалкой зарплаты и вороха тетрадей с прописями «мама мыла раму»? Комплекс Иисуса.
Но все-таки исключения возможны! Однако, для этого потребуются усилия, достойные называться подвигом. Это все равно, как заядлому курильщику бросить курить, алкоголику пить, а тяжеловесному любителю фастфуда перейти на зеленые салаты. Словом, совершить то, что удается единицам. Менталитет бедности по убеждению – это такая же зависимость, как и любая другая. Она поражает и сознание, и тело, и поведение. Избавиться от нее – маленький подвиг, который меня всегда восхищает.
Помечтаем! Если бы это было возможно, всем учителям и врачам надо было бы бросить работу в одно «прекрасное» утро, чтобы государство спохватилось и оценило их хотя б так же, как омоновцев, которые колошматят дубинками граждан, не желающим быть крепостными…
А если рассуждать чисто психологически, то надо признать, что значительную часть своей жизни мы проживаем как бы на темной стороне Луны, движимые неосознаваемыми иллюзиями, страхами, лишь иногда пробуждаясь. Останавливаемся перед незримыми препятствиями, проваливаемся в незаметные ловушки. Подсознание – обратная, невидимая, сторона нашей жизни. Этакий Серый Кардинал судьбы.
Психологи экспериментально показали, что бессознательное через систему нейротрансмиттеров доходит до каждой клетки, до состава крови - всего за минуту при переключении личности с одной ментальной установки на другую. Наш устойчивый гормональный состав, где преобладают гормоны стресса или побуждения к действию – это и есть выбор судьбы. Так что очень желательно разобраться со своей «темной стороной». Чтобы не задавать «проклятых вопросов» без ответа.