О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено. Почти все публикации за период изучения памятника приводят легендарный повод строительства: в честь рождения долгожданного наследника великого князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного, хотя период строительства при этом получается всего 2 года, что методами той поры практически невозможно.
Решившись на развод с первой своей женой Соломонией Сабуровой и на второй брак с Еленой Глинской, Василий III хорошо представлял сложность своего положения. Немногие, но весьма авторитетные ортодоксы открыто объявляли второй брак великого князя незаконным, а это грозило тем, что незаконным могли признать и наследника. Этого Василий III допустить не мог и, хотя из русских великих князей по возрасту уступал едва ли не двум только государям: своему отцу, Иоанну III-ему и Владимиру Мономаху, он в своем преклонном возрасте вынужден был выпрашивать епитимью. Никакой другой возможности очиститься от греха у Василия III не было.
За двоеженство по церковному уставу он должен был два года вести благопристойную жизнь в покаянии, но без возможности получить причащение, иначе, в случае появления наследника, по-прежнему нашлись бы противники, способные признать его незаконнорожденным. Обращения к Господу с молением о зачатии наследника, строительства моленных храмов в этот период нам не известно.
Но зато сразу же по истечении двух лет, т.е. в январе 1528 года к папе римскому явились послы великого князя. Папа дал послам архитекторов и через четыре месяца, в июне, послы с архитекторами были уже в Москве. Приехав в Москву на 3-4 года, архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (по русским летописям Петр Фрязин или Петрок Малый) должен был выполнить, безусловно, очень важный и вполне конкретный (едва ли не единственный) заказ, к которому мог начать подготовку еще в Италии. Но нельзя сомневаться, что в разработке идеи храма-обелиска великокняжеская чета приняла самое активное участие, особенно Елена Глинская. Можно предполагать также, что, несмотря на высказывавшиеся суждения о неканоничности архитектурных форм постройки, в обсуждении программы храма приняли участие и догматики церкви.
Следует предполагать, что храм был не обетным (единственным), поставленным по данному ранее обещанию за уже исполненную конкретную просьбу (рождение долгожданного наследника), а был моленным (одним из множества других, построенных по одному поводу) – по случаю еще только испрашиваемого чадородия.
Известная поездка Василия III и Елены Глинской по монастырям с молением о чадородии состоялась осенью 1528 – зимой 1529 годов. Она сопровождалась большими моленными вкладами в каждый монастырь, на которые уже с весны 1529 года начали строить многие монастырские храмы. Начаться эта поездка могла в день Покрова, так как не только строительные, но и полевые работы заканчивались к этому сроку и свадебный цикл на Руси начинался именно с этого дня, что зафиксировано в многочисленных работах этнографов. При проверке азимута продольной оси храма установлено, что ось ориентирована по азимуту восхода солнца в день Покрова, т.е. прямая связь строительства церкви Вознесения с этим днем реально существует.
Выбор конкретного места строительства в селе великого князя зависел от нескольких факторов, среди которых, вероятно, главными были природные. Самое высокое, видное издалека, место на крутом берегу Москвы-реки в Коломенском было освоено задолго до строительства церкви, здесь археологи обнаружили следы поселения XIV-XV вв.
Видимо, на выбор повлиял родник, бьющий из основания берега под церковью Вознесения, прямо на продолжении продольной оси храма. Ключ расположен на "зимнем востоке". Случайное совпадение этого последнего фактора исключается – на ключи всегда смотрели как на "чудо". Без сомнения, с древнейших, еще с угро-финских, времен, т.е. с V-VI века ключам и камням поклонялось местное население. От них остались только некоторые топонимы, Дьяковское городище, камни и ключи да многочисленные каменнные фалосы – предметы поклонения вырождающегося народа, во множестве найденные здесь археологами. Но угро-финам природа помочь уже не смогла. Поклонение ключам и камням перешло к сменившим их славянам. Даже и сейчас здесь можно встретить многочисленных поклонников, особенно часто женщин, страдающих бесплодием, которые после службы в местных храмах вереницей идут к камням и ключам.
Наличие питьевой воды на участке отнесено к самым важным факторам. Самый распространенный диагноз заболевания, при котором следует выбирать участок по качеству питьевой воды в модном в ту эпоху трактате Альберти, ссылающегося на врачей Гиппократа, Цельса и других, названо женское бесплодие. Более того, это единственный диагноз, названный конкретно. У великокняжеской четы были те же проблемы, с мольбами о даровании наследника обращались они к Богоматери в день Покрова.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Результат строительства известен: Вознесенская церковь в Коломенском - первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором, шедевр мировой архитектуры, внесенный в список ЮНЕСКО. Жаль, что первоначальное убранство не сохранилось.
По С.Гаврилову
Предыдущие статьи по теме: " Метал ли Тамерлан жеребца на городскую стену ?", " Буйная история рода Шуйских ", " Василий - значит царь ", " Ветвистый род Шуйских ", " Помилованный на плахе ", " Царевич Дмитрий, спасшийся второй раз ". " Не тот Илья Муромец ", " Лжедмитрий II не был вторым самозванцем ", " Пошто воевал Тферь ?", " Крепость, притулившаяся в лесах ", "Средневековое укрепление, актуальное в ХХ веке", "По следам засечной черты", "Девлет-Гирей в Тульской губении", "Тульское сидение", "Константин - это Святослав, а Дмитрий - это Всеволод", "Почему игумены-основатели монастырей их покидают "вдруг", "Потомственый полководец", "Мотылек во главе войска", "Кто жил в Коломенском между дьяковцами и славянами?", "Дыра во времени в Коломенском", "Ценное владение московского князя"