Один эпизод из летной карьеры мой собеседник помнит во всех деталях. В 1995 году экипаж командира самолета Ил-62 Сергея Семенычева совершил героический поступок — спас 199 жизней. На самолете Ил-62, летевшем на Камчатку, при взлете из аэропорта Домодедово произошел серьезный инцидент — пожар 2-й силовой установки с прогаром капота. Пожар произошел из-за плохого ремонта двигателя. На авиаремонтном заводе не было нужной марки стали и вместо стальных колец поставили кольца из титана. При взлете титановые лопатки начали царапать по титановому кольцу, появилась пыльца и начался титановый пожар. На высоте 130 метров сработала сигнализация пожара второго двигателя и автоматически сработала 1-я очередь пожаротушения, загудела сирена, замигали красные табло «Пожар».
— Бортинженер доложил: «Пожар второго двигателя». Я дал команду на его выключение. При пожаре на взлете главное — не потерять скорость и не выключить случайно исправный двигатель. Таких случаев было много, горит один, а выключают другой. Бортинженер молодец, моментально выключил отказавший двигатель, закрыл пожарный кран, отключил генератор и отбор воздуха. Его быстрые и правильные действия спасли нам жизнь. Второй пилот доложил на землю, диспетчер подтвердил, что наблюдает огонь. А я ему: «Мы знаем, пожар тушим, подготовьте пожарные машины и скорую помощь, возвращаемся в Домодедово». Тут второй пилот мне говорит: «Серега, а ведь мы действительно горим», а я ему: «Горим, но ты сирену выключи, а то гудит и на нервы действует». Нам повезло, пожар мы быстро потушили, огненный хвост за самолетом исчез.
Теперь надо было как можно быстрее посадить самолет, на борту было 10 членов экипажа, 173 взрослых пассажира и 16 маленьких детей до двух лет на ручках у родителей. А также на борту было 74 тонны керосина, но Сергей Семенычев не стал сливать топливо, это долго и опасно при пожаре.
— Вызвал в кабину бригадира бортпроводников, чтобы она еще раз прошла и проверила, все ли пристегнуты, и самое главное, чтобы в самолете не было паники, – объясняет Сергей Владимирович. – Пассажирам объявил, что по технической причине возвращаемся в Домодедово. Ночной заход был сложным. На Ил-62 разрешается садиться с максимальным весом в 107 тонн, а у нас — 164 тонны. Шасси и закрылки при таком огромном посадочном весе надо выпускать при снижении по глиссаде и на больших скоростях. Обычно скорость захода на посадку на Ил-62 — 280 км/ч, а мы держали 370 км/ч. Меньше нельзя — упадешь до ВПП. Приземлились на скорости 300 км/ч. Потом на расшифровке наши начальники удивились, как четко мы выдержали все скорости, рекомендованные для такой ситуации.
Сели очень мягко, на оценку «отлично». Весь полет от взлета до посадки занял всего 10 минут. Двигатель заменили, и самолет через несколько дней уже летал. Этот инцидент скрыли, и широкой общественности он неизвестен. Экипаж ни наград, ни благодарностей за спасение людей и самолета не получил.
В 2006 году Сергей Семенычев закончил летную карьеру и ушел на пенсию. С 2007 по 2018 год работал в МАКе в оперативном отделе, помогая расследованию авиационных происшествий. С 2018 года он сотрудник Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России, проводит в музее экскурсии, дает интервью для радио и телепрограмм, ведет занятия с любителями авиации по программе «Московское долголетие».
Работа в музее – это приятная отдушина для историка и знатока авиации.
Автор Евгения Горкина для газеты Вести ДОСААФ, с полной статьей можно ознакомится на сайте.